• Посилання скопійовано

Все буде ПДВ?

Міністерство доходів пропонує радикально зменшити ПДВ – до 9 відсотків – і доповнити його фактичним податком з обороту

Все буде ПДВ?

Трансформация системы налогообложения может серьезно задеть легендарный НДС. Министерство доходов предлагает радикально уменьшить этот налог – до 9 процентов – и дополнить его фактическим налогом с оборота. А в “серую зону” попадают льготы. Предполагается, что большая часть привычных послаблений останется в прошлом.

Нам не страшен НДС?

Несмотря на летнее политическое затишье, украинское правительство продолжает демонстрировать законодательную работоспособность. Во второй половине июля в Министерстве доходов и сборов решили обсудить с народом перспективы взимания НДС. И документ, обещающий всеобщее благоденствие, производит впечатление интереснейшего сочетания “пряников” и “кнутов”.

Споры о преимуществах и недостатках косвенного налогообложения в Украине длятся десятилетиями. Сторонники налога на добавленную стоимость любят приводить многочисленные примеры успешного НДС-существования во многих государствах – причем во многих странах той же Европы ставки выше давней украинской планки в 20 процентов. Противники регулярно требуют “Сделать с НДС что-нибудь” – как вариант, отменить вовсе или заменить налогом с оборота. Нечто среднее, как выяснилось, и планируют сделать в Миндоходов – и НДС оставить, и своего рода налог с оборота ввести. И все это – во имя реформенного будущего.

В приложенном к законопроекту обосновании, его “рейтинговая” суть не скрывается. Авторы документа прямо признают, что причиной интереса к НДС-теме стала не только необходимость следовать пятилетней программе экономических реформ, но и желание “повысить показатели Украины” в рейтинге Doing Business. “Утверждение указанного регуляторного акта даст государству возможность повысить международные рейтинги Украины и позитивно повлияет на оценки эффективности налоговой реформы налогоплательщиками”, – надеются в министерстве. И на первый взгляд предлагаемые новеллы выглядят достаточно привлекательно.

Основная инициатива, с которой 23 июля выступили в Миндохе – серьезное понижение ставки НДС. На сегодня она составляет 20 процентов, а с 2014 года ожидалось снижение до порога в 17 процентов. А если новые поправки вступят в силу, то НДС в Украине упадет до 9 процентов. Но снижения налоговых поступлений “родители” проекта не ждут. Напротив, в министерстве считают, что доход бюджета увеличится на 22 миллиарда гривен. А достичь этого эффекта, вероятно, собираются через улучшение администрирования, расширение базы налогообложения и введение дополнительного сбора.

В том случае, если идеи Миндоха одобрят в парламенте, с 1 января 2014 года помимо сниженного НДС его плательщикам предстоит взять на себя обязательство платить своего рода налог с оборота, именуемый в законопроекте “дополнительной ставкой налога”. Ожидается, что дополнительная (она же – отдельная) ставка составит 1-2 процента “от базы налогообложения”. Добавочные два процента будут включаться в цену на “общих основаниях”. А на один процент государство рассчитывает в случае применения нулевой ставки НДС. Правда, за исключением таких вариантов экспорта, при которых второй стороной операции выступает нерезидент, зарегистрированный в странах, где налог на прибыль ниже украинского на пять и более процентов – в полном соответствии духу недавно принятого закона о трансфертном ценообразовании.

В остальном же законопроект обещает улучшение и местами упрощение администрирования традиционно проблемного НДС. Среди основных целей пояснительная записка называет: упрощение формы и порядка заполнения налоговой отчетности; унификацию первичных документов бухгалтерского учета с налоговой накладной; сближение правил определения доходов и расходов и правил начисления налоговых обязательств и налогового кредита по НДС “путем отмены правила “первого события” и внедрения метода начислений”. Но даже если “документальная” сторона дела упростится, пресловутый налоговый кредит заработает, как предполагается, а к механизмам возмещения НДС исчезнут все вопросы, высоко ли налогоплательщики оценят “эффективность налоговой реформы”? Ведь с учетом “дополнительной ставки” непосредственное уменьшение НДС-выплат потребует проверки на практике, а от льгот правительство уже хочет отказываться.

Для налога рассчитайсь!

Принципиальное, казалось бы, уменьшение ставки налога на добавленную стоимость должно было бы коснуться каждого украинца, который оказывается невольным его плательщиком. Но, во-первых, как упоминалось выше, принципиальность снижения еще требует доказательств. Во-вторых, среди главных целей проекта указывался и такой многообещающий пункт как “сокращение перечня льгот, которые предполагают освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость”.

Список льгот предложенный документ и в самом деле перелицовывает радикально. Авторы законопроекта оперируют понятиями нулевой ставки, особого режима налогообложения и “не является объектом налогообложения”, но принципы их использования существенно меняются.

Как и ранее, “нулевой НДС” используется преимущественно в отдельных таможенных случаях – от реимпорта до “duty free”. С особым режимом несколько сложнее – если поправки вступят в силу, главными сферами его применения станут издательское дело и сельское хозяйство. Ожидается, что работающие в этих отраслях получат возможность не платить НДС сразу в бюджет, а “оставлять в распоряжении для возмещения суммы налога, насчитанной поставщику на стоимость товаров/услуг, за счет которых был сформирован налоговый кредит”. При этом 90 процентов образующейся положительной разницы (между обязательствами и налоговым кредитом) могут использоваться для собственных нужд, но с организационными оговорками, а 10 процентов – отойдут государству. И это притом, что ранее в министерстве довольно уверенно говорили о нулевом НДС для того же сельского хозяйства.

Однако интереснее всего дела обстоят с частично отмененными льготами. На сегодня, согласно 197 статье Налогового кодекса, от НДС освобождено множество направлений – от благотворительности и деятельности социальных служб до обеспечения работы разных сфер, будь-то поставки золота для нужд НБУ или вылов рыбы зарегистрированными в Украине судами. Но новая редакция закона может этот список серьезно сократить.

Согласно освеженным планам Министерства доходов в число “льготников” попадет не так уж много операций, помимо почти стандартного “околофинансового” пакета. Не должны “в общем” считаться объектом налогообложения бесплатные образовательные услуги, предоставляемые государственными и коммунальными учебными заведениями – от воспитания в садиках и занятий в кружках до подготовки аспирантов (ранее перечень этих услуг подробнейшим образом уточнялся). Приблизительно то же самое касается бесплатных же медицинских услуг. НДС не должен насчитываться на содержание в интернатах детей, инвалидов, пожилых людей; социальные услуги, оказываемые бездомным; питание детей в учебных заведениях и пациентов в больницах.

Избавленным от налога теоретически должно быть содержание заключенных – от питания до “культурно-образовательных мероприятий”; реабилитационных заведений, организаций “социального” характера. Как и ранее, абсолютно свободным от такого налогообложения хотят оставить регистрацию актов гражданского состояния. Не планируют взимать НДС и на бесплатную приватизацию или передачу имущества в государственную/коммунальную собственность (вплоть до конфиската). Свободным от налога на добавленную стоимость должен быть “дипломатический” импорт – кроме тех случаев, когда, например, льготно ввезенную машину не захотят продать на территории Украины. То же – с международной технической помощью и “гуманитаркой”, а также, к примеру, – с ввозом топлива для нужд участников международных военных учений, как, впрочем, и с транзитным перемещением пассажиров и товаров. В остальном – положение дел рискует оказаться куда печальнее.

С учетом вышеприведенного списка, будущая “льготная” картина в Украине вырисовывается интересным образом. Если поправки вступят в силу в нынешнем виде, НДС-реалии одним махом накроют массу сфер, ранее от них свободных. Причем речь может зайти не только о том, что налогом будет облагаться, например, ввоз энергосберегающего оборудования или другие специфические действия, на которые распространялся режим особого благоприятствования.

Во многих случаях радикальное сокращение льгот вряд ли обрадует подавляющее большинство украинцев. Ведь раньше в этот список входили и благотворительная помощь (“безналоговые” возможности для которой остаются – но в сокращенном формате), и проезд в городском транспорте (кроме такси), и похоронные услуги разного рода, и, что примечательно в канун Дня крещения Киевской Руси, “предоставление религиозными организациями культовых услуг и предметов культового назначения“…

До недавних пор главные НДС-опасения экспертов касались, в первую очередь, принятого под занавес парламентской сессии “закона о векселях”. Мысль о том, что государство будет возмещать НДС обязательствами заплатить “как-нибудь попозже”, взволновала многих. Теперь же не исключено, что предлагаемая Миндоходов редакция Налогового кодекса отвлечет внимание от особенностей работы с векселями прочно и надолго.

Сама по себе идея о сокращении ставки НДС и улучшении его администрирования звучит благородно. “Дополнение” привычного сбора новым – уже спорно. А вот масштабное расширение базы налогообложения за счет пунктов, к которым многие украинцы окажутся очень чувствительными – это довольно оригинальный способ “обеспечить соблюдение прав, законных интересов и равных условий”. И если поправки вступят в силу, лепта каждого в спасение украинской экономики существенно увеличится. Вот только вряд ли этот “каждый”, начиная с церквей, легко согласится с такой миссией. И даже если самые острые нововведения (а, скорее даже, отсутствие старых норм) исчезнут в процессе “всенародного обсуждения”, “осадок” от таких идей может остаться надолго. И ведь фирменная волна спорных инициатив по добыче денег у населения никак не иссякает.

Ксения Сокульская

Джерело: Подробности

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ПДВ»