25 ноября Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект №1674, который освобождает от ввозной пошлины импортируемые электромобили. Новость по теме >>>
Поставить на голосование указанный законопроект для принятия во втором чтении парламентарии пытались дважды, и дважды не набирался кворум для внесения его в повестку дня. Наконец, это произошло 25 ноября — и в итоге за принятие законопроекта "в целом" проголосовали 233 депутата при одном голосе "против" и двенадцати воздержавшихся.
Это означает, что до 1 января 2020 года пошлина при ввозе электромобилей вместо нынешних 10% (или 8% по льготному тарифу) будет составлять… 0%. Ура, победа?
Искусственная преграда
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан "с целью охраны окружающей среды, обеспечения энергетической независимости Украины, упрощения доступа украинского населения к новейшим разработкам и технологиям, улучшения качества и уменьшения стоимости пассажирских перевозок в Украине".
Если говорить проще, то парламент попросту убрал искусственную преграду для импорта транспортных средств, которые в данный момент не производятся в Украине. А раз так, то нет надобности защищать несуществующего национального производителя.
Примечательно, что данную инициативу с самого начала поддерживали в Министерстве экономического развития и торговли. "Принятие данных изменений в Таможенный кодекс сделает экологичные электромобили для украинцев более доступными", — отмечают в министерстве.
Льготы не для всех
Правда, беспошлинный ввоз будет распространяться далеко не на все категории транспортных средств с электрическими двигателями. Из первоначального списка "льготников" исключены троллейбусы, электровелосипеды, а также транспортные средства для перевозки высокорадиоактивных веществ и технологический электротранспорт (например, погрузчики, используемые на складах, заводах, в портах и аэропортах).
Кроме того, — и это самое главное, — освобождение от пошлины не коснется гибридов, у которых электромотор выполняет вспомогательную функцию в дополнение к основному двигателю — ДВС. А ведь именно у гибридов сейчас куда больше перспектив, учитывая небольшой запас хода электрокаров и пока еще недостаточно развитую инфраструктуру электрических зарядных станций в стране.
Бума не будет
Отмена ввозной пошлины, безусловно, будет способствовать увеличению спроса на электромобили, к которым в последнее время украинцы проявляют все больший интерес.
Только новых машин на электротяге за десять месяцев 2015 года в Украине было продано, по данным агентства AUTO-Consulting, 92 единицы: это почти втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Еще выше в Украине спрос на подержанные электромобили, которых, по данным компании Electrocars, в этом году зарегистрировано около 400 единиц.
Однако эксперты сходятся во мнении, что даже после отмены пошлины всплеска спроса на электрокары не произойдет, ведь розничная цена машины снизится незначительно.
"Отмена ввозной пошлины позволит сделать электрокары более доступными, однако с учетом НДС и прибыли продавца снижение розничной цены составит 7-8%", — объясняет Сергей Байдачный, заместитель директора департамента продаж компании "Нико", официального импортера Mitsubishi в Украине.
"Может увеличиться доля подержанных электромобилей, но тоже незначительно", — добавляет он.
Аналогичного мнения придерживается Александр Кравцов, сооснователь компании Electrocars, которая специализируется на торговле подержанными электромобилями. "Отмена только лишь одной ввозной пошлины не приведет радикальному изменению ситуации на рынке, — объясняет Кравцов. — Даже при смягчившейся на 8–10% налоговой нагрузке количество проданных в следующем году электромобилей будет исчисляться сотнями, но никак не тысячами."
Возможна ли жизнь без НДС?
Куда существеннее снизить налоговую нагрузку мог бы еще один "электромобильный" законопроект №1912, который предполагает временное, до 2020 года, освобождение электромобилей еще и от уплаты НДС и акцизного сбора, которые на розничную цену оказывают куда большее влияние, нежели ввозная пошлина.
Вот только у экспертов нет уверенности, что он в конце концов обретет силу закона.
"НДС — очень важный налог для государства, ведь он является бюджетообразующим. Любые поползновения по его отмене и уменьшению прежде разбивались о страх, что этого могут потребовать и кто-то еще. Вторым аргументом явилась защита национального производителя, которого еще нет, но которого уже необходимо защищать", — объясняет Сергей Байдачный.
Парламент 25 ноября отправил данный законопроект на повторное второе чтение именно по причине необходимости устранения дискриминационных условий по отношению к украинскому производителю электромобилей в части распространения на него нормы освобождения от НДС.
Если законопроект №1912 будет в итоге принят парламентом, то вместе с уже принятыми поправками в Таможенный кодекс это будет означать, что электромобили, как отмечают в Минэкономразвития, могут подешеветь на 28%.
И такой комплекс стимулирующих мер куда сильнее подстегнет спрос на электрокары, чем отмена только лишь одной ввозной пошлины.