В правительстве спешно дорабатывают проект бюджета на 2014 год. Как стало известно, в Министерстве финансов предлагают зафиксировать в документе рост доходов госбюджета на 9%, при этом увеличение налоговых поступлений более чем на 33 млрд грн обеспечит отказ от снижения ставок внутреннего НДС и налога на прибыль. Предусмотрен и умеренный рост социальных стандартов — минимальной зарплаты и прожиточного минимума — на 6,7%. Оппозицию и экспертов удивляет оптимизм правительства, которое только в этом году может недосчитаться в бюджете минимум 40 млрд грн.
По требованию Верховной рады правительство должно раскрыть тайну госбюджета на 2014 год. Напомним, на заседании Кабинета министров проект главного финансового документа страны утверждался без его фактического наличия, а после регистрации бюджета в Верховной раде премьер Николай Азаров сразу же отозвал проект на доработку, так его и не обнародовав. В правительстве смогли назвать лишь основные макропараметры, на которых будет базироваться бюджет: рост реального ВВП составит 3%, инфляция — 8,3%, дефицит — 47,5 млрд грн, или 2,7% от ВВП, госдолг — 32,4%.
Согласно законопроекту "О госбюджете на 2014 год" доходы казны составят 403 млрд грн (рост по сравнению с 2013 годом на 8,9%), в том числе общего фонда — 355 млрд грн, спецфонда — 48 млрд грн. Расходы увеличатся на 7,9% — до 452,6 млрд грн. В Минфине рассчитывают на рост налоговых отчислений более чем на 33 млрд грн. При этом больше хотят получить за счет НДС с импорта — на 17,6 млрд грн (130,4 млрд грн), акциза — на 6,2 млрд грн (36,9 млрд грн) и налога на доходы физических лиц — на 0,7 млрд грн (8,9 млрд грн). По налогу на прибыль и внутреннему НДС, напротив, ожидается падение — на 10,5 млрд грн, но при этом объемы возмещения налога должны увеличиться почти на 26%, до 74,9 млрд грн.
Для того чтобы обеспечить такое наполнение бюджета, в правительстве решили этим же законом внести изменения в Налоговый кодекс. Согласно проекту, в 2014 году снижения ставок НДС до 17% и налога на прибыль до 16% не будет. То есть до 1 января 2015 года они должны оставаться на нынешнем уровне —20% и 19% соответственно. Внесение таких изменений является нарушением норм бюджетного и налогового законодательства. О незаконности такой процедуры неоднократно заявлял и Конституционный суд.
В Министерстве доходов и сборов и Минфине от комментариев отказались. "Планировали, реформы запускали, а потом подсчитали и поняли, что не справляются, и включили ручное управление",— считает первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам бюджета Оксана Калетник (Компартия). Ее коллега по комитету Олег Медуница ("Батькивщина") уверен, что показатели доходной части бюджета слишком оптимистические, как и ожидания правительства относительно роста экономики. "В текущем году дыра в бюджете может быть минимум 40 млрд грн плюс дефицит местных бюджетов, а поэтому даже такие цифры — оптимистические. Страну ждут невыплаты по социальным статьям",— опасается он.
Вместе с тем эксперты считают отказ от снижения налоговых ставок своевременным шагом. По словам экономиста Национального института стратегических исследований Алексея Молдована, в то время как большинство стран Европы повышает налогообложение потребления, сокращение ставок в Украине выглядит нелогичным. "Давно пора остановить и снижение ставки налога на прибыль. Предложенный 19-процентный уровень ниже, чем в европейских странах",— говорит он. Против снижения ставки НДС всегда выступали в МВФ, напоминает генеральный директор Бюро экономических и социальных исследований Валерий Гладкий. В одной из профильных ассоциаций бизнеса заявили, что предприятия не отреагируют на пересмотр ставок, так как "прибыли уже давно нет": "Будет ставка 20% или даже 25% — бизнесу неинтересно. Сейчас только несколько десятков предприятий в стране еще показывают прибыльность".
Проект бюджета на 2014 год также предусматривает пересмотр принципов налогообложения недвижимости. Минфин предлагает увеличить поступления за счет налогообложения объектов нежилой недвижимости: отелей, офисов, торговых центров, кафе, гаражей и крытых паркингов. Объекты, которые используются для ведения предпринимательской деятельности, предложено облагать налогом по ставке 2,7% за кв. м, другие объекты — 1%. "Правильно, что включили нежилую недвижимость, но в Польше ставки налога на нее в три-четыре раза выше, чем на жилую,— рассказывает Алексей Молдован.— Бюджеты дополнительно могут получить до 200 млн грн — столько же, сколько и с жилой". Изменится и принцип налогообложения жилой недвижимости — налог будет взиматься с общей площади, а не только с жилой.
Предпринимателям, находящимся на едином налоге, также следует ожидать изменений. Поправки в закон "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" предусматривают, что "единщиков", которые торгуют в Украине мехами, техникой, драгоценными камнями и металлами, оружием, обяжут иметь кассовые аппараты, а также вести книгу учета расходов на приобретение указанных групп товаров. При продаже таких товаров продавцы будут обязаны иметь заверенную копию таможенного документа, в соответствии с которым было проведено таможенное декларирование.
Все эти меры позволят обеспечить в следующем году лишь умеренный рост социальных стандартов — на 6,8%, что даже ниже ожидаемого уровня инфляции. Прожиточный минимум и минимальная зарплата будут пересмотрены дважды: в июле — с 1218 грн до 1250 грн и октябре — до 1301 грн. Минимальная пенсия в течение года вырастет на 65 грн и к октябрю составит 1014 грн. "Несмотря на предвыборный год, рост социальных выплат предложен небольшой, но это временно. В мае-июне президент должен предложить свой пакет социальных инициатив",— уверена ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины Лидия Ткаченко. В 2012 году президентские предложения обошлись бюджету в дополнительные 15 млрд грн, напоминает Валерий Гладкий.
Традиционно правительство в бюджете замораживает соцвыплаты чернобыльцам, ветеранам труда, жертвам нацистских преследований — размер выплат зависит от наличия ресурсов в бюджете и Пенсионном фонде. В следующем году этот перечень будет расширен за счет судей и госслужащих. Уменьшится и поддержка бизнеса — объем госгарантий по кредитам будет снижен с 50 млрд до 30 млрд грн.
Глава подкомитета по вопросам социальных программ госбюджета Александр Фельдман (Партия регионов) считает, что сложная ситуация в экономике обязывает правительство экономить, поэтому обещания, в том числе и социальные, необходимо давать такие, которые будут по силам бюджету. "Соцстандарты растут, пусть и не такими темпами, как хочется. Поэтому бюджет не только можно, но и нужно поддержать",— резюмирует он. Оксана Калетник не исключает, что сам документ может быть внесен в парламент накануне голосования, чтобы у депутатов не было возможности его изучить и внести правки. "Все, что здесь написано, будет поддержано. Чем меньше обсуждений — тем больше возможность оставить как есть",— считает депутат.
Наталья Непряхина