Вопросы предупреждения Гоструда сейчас набирают обороты и соответственно возникают логичные вопросы: когда применяются предупреждения? При каких обстоятельствах? И как нам действовать, если мы услышали или увидели от инспектора по труду то самое предупреждение?
Постановлением КМУ от 04.12.2019 г. №1132 были внесены изменения в Порядок государственного надзора и контроля за законодательством о труде №823. Если мы посмотрим на п. 16, то в нем четко указано, что «за результатами інспекційного відвідування складаються акт і в разі виявлення порушень вимог законодавства про працю – припис щодо їх усунення та попередження про відповідальність за порушення законодавства про працю».
О чем нам говорит данный пункт? О том, что законодатель предусмотрел порядок, каким образом происходит проверка Гоструда и соответственно как оформляются ее результаты. По результатам любой проверки Гоструда составляется акт. А вот в случае выявления нарушений инспектором по труду составляется два документа: это предписание и предупреждение об ответственности за нарушение законодательства.
Достаточно продолжительное время, до середины текущего года, судебная практика шла по пути того, что инспекторы по труду не могли, фактически, оформить нормально результаты, поскольку п. 16 было предусмотрено, что отдельно предписания в отрыве от предупреждения об ответственности Гоструда выносить не могло.
В итоге Гоструда исправило данную ошибку и приказом Минэкономики от 19.05.2020 г. №919 была утверждена форма Предупреждения об ответственности за нарушение законодательства о труде. Вступил в силу данный документ 12 июня 2020 года. Если вы перейдете и посмотрите данный приказ, а точнее посмотрите форму данного предупреждения, то вы увидите, что она носит информационный характер. То есть по результатам проверки Гоструда инспектор по труду в случае выявления нарушений дает предписание. В предписании указывается, что данные нарушения должны быть устранены, и дается для этого определенный срок.
А для того, чтобы устранять данные нарушения нам с вами было гораздо веселее, нам дают вот это самое предупреждение. Форма этого предупреждения сводиться к табличной форме, в которой указано, какие нарушения выявил инспектор по труду при проверке, какие нормы закона конкретно мы нарушили, какая форма ответственности предусмотрена за данные нарушения, и какой штраф нам бы грозил, если бы инспектор не давал нам вот это предписание, а штрафовал прямо сейчас.
Таким образом, с 12 июня 2020 года инспекторы по труду смогли уже абсолютно легально проводить проверки и оформлять их результаты не только в виде предписания, а еще и в виде утвержденной уже формы предупреждения об ответственности за нарушение трудового законодательства.
Далее поговорим, в каких случаях еще применяется предупреждение согласно действующему законодательству.
Обратите внимание на слайд. В ст. 265 КЗоТ стала указана особая форма ответственности, которая применяется не ко всем, а только к субъектам - плательщикам единого налога. Это относиться как к физическим лицам - предпринимателям, так и к юридическим лицам. Но при этом они должны являться плательщиками единого налога.
Что указано теперь в ст. 265 КЗоТ? «У разі фактичного допуску працівника до роботи без оформлення трудового договору … до юросіб та ФОП платників єдиного податку застосовується попередження!».
И мы снова с вами видим этот термин «предупреждение». Что является предупреждением в этой связи?
Если в первой части мы говорили о форме информационной, то есть предупреждение в виде информационного письма или таблицы, в которой четко указывалось что бы было с нами, если бы нам не выносили предупреждение, а нас бы просто оштрафовали. То в этом случае в ст. 265 КЗоТ указано это, как форма ответственности. О чем она говорит? Она говорит, что если при проверке Гоструда у нас выявили конкретные нарушения, то инспектор по идее имел право нас оштрафовать.
Сразу обращаю ваше внимание, что это относиться не ко всем нарушениям, а в частности это касалось неоформления трудовых отношений, то есть допуск работников без трудового договора либо оформление работника на неполный рабочее время, при фактически полной занятости. То есть в этом случае инспектор по труду нас должен был оштрафовать. Напомню, что в этом случае штраф применяется в любом случае, а предписание тоже выноситься. То есть штраф получаем сразу, а предписание получаем как то, что нам нужно сделать, ну другими словами оформить, например, вот этих работников. И это кстати будет поводом для повторного внепланового контроля, чтобы проверить, насколько мы выполнили то самое предписание.
Но в этом специфическом случае, если мы с вами плательщики единого налога, нам выносятся предписания и уведомление, то есть предупреждение о том, что нас таким образом привлекают к ответственности. Здесь обращаю ваше внимание на один очень важный момент: в этом случае предупреждение является формой ответственности. То есть инспектор нашел нарушения законодательства, но в виде ответственности нас не оштрафовал, а указал нам на предупреждение. В этом случае предупреждение является формой ответственности. Сразу напомню о том, что если подобное нарушение инспектор по труду выявит повторно у нас, в течении двух лет, то к нам будет уже применена ответственность полная в виде 30-ти минимальных заработных плат.
Таким образом, предупреждение в этой части является формой ответственности. Также обращаю внимание, что несмотря, что предупреждение - это не штраф, его так же можно попытаться отменить, потому что это есть форма ответственности.
В каких случаях это можно сделать? Если вы не согласны с выявленными нарушениями инспектором по труду при такой проверке.
Постановлением КМУ от 17.07.2013 г. №509 утвержден порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения. В этом порядке четко прописано, как мы можем действовать, как налогоплательщик и работодатель в случае, если нам выносят предписание. А также как мы должны действовать с постановлением о привлечении нас к ответственности, то есть о постановлении о штрафе. Но к сожалению, в этом порядке ничего не написано о порядке обжалования такой формы ответственности, как предупреждение.
С нашей точки зрения, предупреждение в данном случае является формой ответственности и дабы избежать повторности, то есть если нас привлекли к ответственности даже в виде предупреждения такого рода в первый раз, а вы с этой ответственностью не согласны, мы можем отменить данное предупреждение и соответственно не иметь правила первого нарушения. То есть другими словами, если вы не отмените вот это самое предупреждение, то в следующий раз в течении двух лет мы будем считаться предприятием, которое повторно нарушило законодательство и соответственно к нам будет применяться штраф в виде 30 минимальных зарплат. Если же нам удастся отменить такую форму ответственности как предупреждение, то в следующий раз, если у нас будут выявлены подобные нарушения, это будет считаться первым разом и нам снова будет вынесено предупреждение.