Похоже, интерес украинцев к платежным карточкам воодушевляет банкиров. Как говорит директор департамента розничного банкинга «Укргазбанка» Антон Косторниченко, «сейчас наблюдается стремительное развитие рынка безналичных расчетов». По данным НБУ, за последние четыре года количество операций с карточками увеличилось в 1,8 раза и впервые превысило 1 млрд, а оборот по этим операциям с 2009 года вырос вдвое — в 2012 году он составлял 741 млрд грн. Этот год тоже не подкачал: как указывает начальник управления исследований банка «Надра» Раиса Шафар, «люди стали активнее пользоваться платежными картами. Ключевой тренд первого квартала — увеличение темпов прироста безналичных операций. Клиенты расплатились карточками на сумму более 34 млрд грн., а это — около 40% общего оборота прошлого года».
Ничего удивительного в этом нет: нас, еще недавно прекрасно обходившихся старой доброй наличкой, все больше обкладывают банковским пластиком. «На сегодняшний день почти у каждого работающего украинца есть одна или несколько платежных карт, — говорит директор департамента развития розничного бизнеса ПАО «Креди Агриколь Банк» Татьяна Шаповал. — Этому, в том числе, способствует и то, что стало больше магазинов, принимающих к оплате карты, и сайтов, где за предоставленные услуги можно рассчитаться карточкой. А еще — внедрение банками дистанционного обслуживания, интернет-банкинга».
ЧТО НОВЕНЬКОГО
Интерес украинцев к банковскому пластику растет не сам по себе — его всячески стимулируют, вводя новые продукты и услуги. Так, директор Департамента розничных продуктов «ВТБ Банка» Екатерина Федоровская считает, что настоящим переворотом на рынке платежных карт стало внедрение бесконтактных технологий Visa PayWave и MasterCard PayPass для расчетов в торгово-сервисной сети. «Формат бесконтактной технологии позволяет уйти от традиционного понятия «платежная карта» путем создания всевозможных стикеров, брелоков или гаджетов с чипом PayWave или PayPass для совершения покупок», — говорит эксперт. То есть для оплаты покупки достаточно поднести снабженный чипом предмет к считывающему терминалу — его не нужно передавать продавцу и вводить какие-либо коды. Новинку ждет большое будущее: как отмечает Татьяна Шаповал, сеть приема бесконтактных карт постоянно расширяется, а значит, и количество владельцев таких платежных средств будет расти.
Развиваются и ранее внедренные на рынке идеи. Например, дистанционное управление карточным счетом при помощи смартфонов и планшетов. Кроме того, растет популярность услуги переводов с карты на карту, выпущенных в пределах одной платежной системы. В будущем, считает Татьяна Шаповал, такой способ перечисления денег может вытеснить традиционную услугу денежных переводов.
НЕ ХОТЯТ ДЕШЕВЕТЬ
Вот чем банкиры не спешат нас порадовать, так это заметным снижением расходов на выпуск и обслуживание платежных карт. Так, по данным компании «Простобанк Консалтинг», средние расходы по выпуску и годовому обслуживанию карт Gold MasterCard в гривне снизились с начала марта почти на 4 гривны, или на 0,7%, а на «золотые» карты от компании Visa — на 2 гривны, или на 0,4%. Но это, хоть и небольшое, но приятное удешевление «золотого» пластика проходило на фоне удорожания карточек обычных. Больше всего подорожали «классические» карты : Visa Classic — на 7,3%, Mass MasterCard — на 3,1%.
Как объясняет Татьяна Шаповал, банки в первую очередь заинтересованы в продаже премиальных карт (у них доходность больше). Карты класса Gold все чаще предлагаются по спеццене, на особых условиях или в рамках акционных предложений.
Впрочем, любая статистика по поведению «средних» величин затрат на этом рынке достаточно условна, поскольку под одними и теми же названиями клиентам предлагаются зачастую заметно отличающиеся продукты. А это сказывается на цене. «Современная структура карточных продуктов большинства банков строится по принципу пакетов, которые имеют различную стоимость в зависимости от наполнения сервисами и услугами, — говорит Екатерина Федоровская. — Поэтому может создаться впечатление, что тарифы банков отличаются в разы».
К тому же, не только в расходах счастье. Как говорит Антон Косторниченко, «главное удешевление услуг для потребителей состоит в том, что банки объединяются в единые банкоматные сети. Чем шире сеть, тем больше возможностей у держателей карточек избежать комиссий при снятии денег из банкоматов. Стремительное развитие интернет-технологий также позволяет пользователям финансовых услуг осуществлять все больше расчетов в Сети, не выходя из дома и не выстаивая очереди в банке, где кассовая комиссия иногда может быть выше».
ПЛАСТИКОВОЕ БУДУЩЕЕ
Судя по заявлениям банкиров, будущее рынка платежных карт Украины светло и безмятежно: никаких потрясений на нем не предвидится. «То, что внедряется у нас, уже, как правило, было опробовано на более развитых рынках (в Европе, США), — говорит Раиса Шафар. — Поэтому, делая прогнозы для Украины, можно смело смотреть на опыт других стран. В ближайшие несколько месяцев существенных изменений рынка ожидать не стоит».
Разве что, по мнению Антона Косторниченко, некоторой активизации можно ждать с сентября, когда начнет действовать лимит Нацбанка на наличные расчеты (150 тыс. грн). Нас с вами будут радовать расширением выбора. «Появится больше новых и разных предложений кредитных карт по способу погашения задолженности для разных потребностей и категорий клиентов: получающих зарплату на карту, снимающих деньги наличными, использующих льготный период при расчетах картой», — прогнозирует Татьяна Шаповал.
А вот заметного снижения наших расходов на карточки никто из банкиров, увы, пообещать не решился. Разве что Екатерина Федоровская немного обнадежила: чтобы удержать «зарплатных» клиентов, банки будут снижать тарифы на снятие средств в «чужих» банкоматах.
Ряполов Константин