Государство пытается решить ключевую проблему периода массовой приватизации компаний в 1990-е годы — регулятор фондового рынка подготовил механизм перевода ценных бумаг эмитентов в бездокументарную форму, чтобы ввести их в учетную систему Национального депозитария. В настоящий момент проблемными являются 3-4 тыс. акционерных обществ, но потребность в новом механизме есть лишь у примерно 300 компаний.
В распоряжении роказался проект положения Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), которым определяются действия эмитентов и профессиональных участников фондового рынка для обеспечения существования ценных бумаг лишь в бездокументарном виде. Документ затрагивает те выпуски, которые до 13 октября — даты вступления в силу закона "О депозитарной системе" — не были переведены с бумажной формы в электронную. В отношении таких компаний комиссия сейчас принимает решения об остановке внесения изменений в депозитарную систему, тем самым блокируя сделки с бумагами нарушителей.
Исправление этого нарушения, согласно документу, практически полностью будет возложено на эмитента ценных бумаг. Для обеспечения перевода ценных бумаг в бездокументарную форму ему необходимо будет обратиться в Центральный депозитарий (им является Национальный депозитарий; НДУ) либо к регистратору, который до 13 октября вел реестр собственников бумаг такой компании. В случае наличия всех необходимых документов уполномоченный орган компании должен принять решение о переводе ценных бумаг из документарной в бездокументарную форму. Член правления Профессиональной ассоциации корпоративного управления Оксана Параскева отмечает, что без принятия этого положения акционеры вряд ли смогут провести собрания для принятия решений, поскольку нормативная база не предусматривает возможности выдачи НДУ реестров собственников, на основании которых будут созываться акционеры.
В то же время документ не дает однозначного ответа на вопрос, как быть в случае если ни НДУ, ни регистратор не располагают информацией о количестве ценных бумаг, подлежащих переводу, и об их собственниках. На этот случай указывается, что "эмитент до принятия уполномоченным органом решения об обеспечении существования именных ценных бумаг в бездокументарной форме должен осуществить действия по восстановлению информации о собственниках именных ценных бумаг этого выпуска". О каких именно действиях идет речь, не указано. Документ выносился на рассмотрение НКЦБФР 26 ноября, но принят не был. В комиссии сообщили, что проект нуждается в доработке, и рассчитывают на его утверждение в ближайшее время.
Сейчас проблемными остаются 3-4 тыс. акционерных обществ, чьи выпуски не были переведены в бездокументарную форму, сообщил заместитель председателя наблюдательного совета НДУ Андрей Болтян. В отдельных случаях речь идет о работе предприятий, акции которых полностью находятся в бумажном виде. Как правило, такие бумаги находятся в собственности сотрудников предприятия, получивших их в ходе приватизации. "3-4 тыс.— в основном "мертвые души", которые фактически не осуществляют деятельность и существуют лишь на бумаге. Из них не "умерли" порядка 300 компаний — они будут заниматься дематериализацией",— считает господин Болтян.
По его оценкам, эмитенты, желающие продолжать деятельность и восстановить оборот своих бумаг, могут завершить процесс их перевода в бездокументарную форму максимум за год. "Остальные должны "умереть" окончательно",— признает господин Болтян. "В основной массе это компании, которые были брошены своими собственниками, потому что ликвидировать их было дорого. У комиссии есть право подать представление на ликвидацию такого юридического лица",— объясняет Оксана Параскева.
Николай Максимчук