Согласно разъяснению ведомства, опубликованному 6 сентября, Налоговый кодекс позволяет контролирующим органам проводить проверки и сверки налогоплательщиков (кроме НБУ), в том числе после проведения процедур таможенного контроля и/или оформления.
При этом налогоплательщик обязан предоставить ревизорам весь пакет документов, связанных с предметом проверки. В налоговой особо подчеркнули, что действующее законодательство не ограничивает органы ГНС в периоде времени, за который может быть проведена ревизия.
Когда бы ни нагрянули контролеры, им должны быть предоставлены документы, которые налогоплательщики обязаны хранить. Для первичных бухгалтерских документов срок хранения составляет три года, для операций, подлежащих финмониторингу, - пять лет.
"Наверняка при проверках органы ГНС будут запрашивать документы даже за тот период, который не проверяется", - допускает партнер ЮФ Оксана Говорун. Правда, это не даст фискалам права начислять денежные обязательства за любой срок.
Согласно Налоговому кодексу срок давности для таких начислений составляет 1095 дней (три года) с момента последнего дня, предусмотренного для подачи налоговой декларации. А при условии, что она была подана позднее, - с момента ее фактического предоставления.
"Исходя из этого срока давности сложилась четкая практика проведения проверок налогоплательщиков каждые три года, чтобы налогоплательщик не смог избежать уплаты доначисленных налогов по истечению срока", - отмечает юрист ЮФ Андрей Сидоренко.
Но существует ряд ситуаций, когда срок давности в 1095 дней не является актуальным. Так, фискалы вполне могут доначислить денежные обязательства спустя три года и более, если налогоплательщик не подал декларацию за период, когда возникло налоговое обязательство.
Другой повод для несоблюдения сроков давности - осуждение должностного либо физического лица - плательщика налогов за уклонение от уплаты денежных обязательств. Кроме того, срок давности может быть остановлен на срок запрета проведения проверки либо беспрерывного пребывания налогоплательщика за пределами Украины больше чем 183 дня.
Правоведы считают, что разъяснение налоговой - предвестник активизации проверок лиц, к которым срок давности может не применяться. "Оговорка о продлении срока хранения первичных документов за "непроверенные" периоды дает налоговому органу карт-бланш для начисления налоговых обязательств и штрафных санкций вне сроков давности при проведении проверок именно в таких исключительных случаях", - отмечает старший юрист МЮГ Юлия Яшенкова.
При этом в поле зрения фискалов могут попасть много рядовых граждан, которые в последние годы были обязаны подавать декларацию об имущественном состоянии и доходах, но по каким-то причинам этого не сделали. Например, граждане, получающие "иностранные" доходы.
К ним налоговая относит, в том числе, денежные переводы из-за рубежа, полученные от работающих за границей резидентов Украины. Таких сегодня насчитывается сотни тысяч. По данным НБУ, только в 2012 г. объем трансфертов из-за рубежа составил $7,5 млрд, а это 4,3% ВВП. Это больше, чем вложили в украинскую экономику иностранные инвесторы ($6 млрд).
"Поэтому не исключено, что данное разъяснение может быть использовано как основание для проведения проверки физлиц, которые должны были подавать годовые декларации за последние четыре-пять лет, но не сделали этого", - полагает Андрей Сидоренко.