• Посилання скопійовано

Як уникнути податкової перевірки

Останнім часом Міндоходів скорочує кількість планових перевірок, проте з позаплановими спостерігається зворотна тенденція

Як уникнути податкової перевірки

Законом предусмотрено несколько видов документальных налоговых проверок – плановые или внеплановые, которые, в свою очередь, могут быть выездными или невыездными. В последнее время Министерство доходов и сборов сокращает количество плановых проверок, однако с внеплановыми наблюдается обратная тенденция. В связи с этим бизнесменам приходится постоянно работать над тем, чтобы снизить риск попадания в поле зрения налоговиков.

В первый год работы бизнеса законодательством не предусматриваются плановые документальные проверки, поскольку таковые должны проводиться не чаще одного раза в календарный год. Но начинающим предпринимателям можно рекомендовать ознакомиться с критериями отбора налогоплательщиков для плановой документальной проверки, которые на сегодняшний день определены в Методических рекомендациях в отношении составления плана-графика проведения документальных плановых проверок, утвержденных приказом ГНС Украины от 27.06.2012 г. №553/ДСК.

Номер документа указывает на то, что он предназначен для внутреннего пользования, и поэтому далеко не все знают о его существовании. Но именно на основании данного документа формируется план-график проверок на местах, который может корректироваться и утверждаться Министерством доходов и сборов. Как правило, такой план-график утверждается на квартал, но официально заранее информацию о включении в него налогоплательщик получить не может. О том, что грядет плановая документальная проверка, бизнес информируют не менее чем за 10 календарных дней до начала проверки вручением уведомления под расписку или заказным письмом. 

Перечень критериев для юридических лиц довольно широк, но рекомендую ознакомиться самостоятельно с 14 из них, определяющими высокую степень риска проверки. Ключевыми выступают налоговая нагрузка по основным налогам: налогу на прибыль и НДС. Фискальные органы отслеживают динамику доходов и уплачиваемых налогов, а также уровень налоговой нагрузки в среднем по отрасли. Сразу уточню, что оптимальная налоговая нагрузка на сегодня рекомендована на уровне от 1% задекларированных доходов.

Можно также посоветовать избегать декларирования убытков по налогу на прибыль, осуществления значительных операций со связанными лицами при формировании налоговых расходов, существенного уточнения показателей налоговой отчетности в сторону уменьшения налоговых обязательств.

Стоит уделить особое внимание работе с основными поставщиками, а именно – периодической проверке их налогового статуса, запросам на наличие информации у подразделений налоговой милиции об уклонении от налогообложения таким налогоплательщиком.

Как не попасть в ряды «сомнительных»

Как предприятию самому не попасть в число «сомнительных», а также как проверить налоговый статус своего поставщика, мы рассмотрим далее в контексте рисков внеплановой налоговой проверки.

Как уже отмечалось, налоговые органы нечасто проводят плановые выездные налоговые проверки. Значительно чаще бизнес может столкнуться с внеплановой выездной или невыездной налоговой проверкой по конкретной операции с контрагентом, где в цепи поставок была выявлена «налоговая яма». И здесь неважно, была такая «налоговая яма» вашим прямым поставщиком или нет. Это наиболее распространенный сегодня инструмент фискального воздействия на бизнес с целью оперативного пополнения бюджета.

Чтобы не стать таким «сомнительным» контрагентом, рекомендую изучить разработанную ГНС Украины комплексную систему предотвращения и противодействия тенизации экономики, утвержденную приказом от 08.08.2011 г. №475/ДСК. Алгоритм определения «налоговых ям» предполагает ежемесячную оценку по указанным в документе 10 критериям. Но отдельное внимание стоит обратить на некоторые из них:

- состояние налогоплательщика (добропорядочный налогоплательщик должен иметь статус «0»);

- директор и бухгалтер не должны являться одним лицом;

- балансовая стоимость основных средств должна составлять не меньше 10 000 грн;

- количество работников – не менее 5 человек;

- уставный фонд предприятия – не менее 200 000 грн.

И чем больше несоответствия данным критериям, тем выше риск попасть в число «сомнительных» контрагентов.

Почему важно предоставлять полный комплект документов 

Теперь несколько слов о практике внеплановых документальных проверок. Для проведения проверки, как правило, налоговики сначала присылают формальный запрос на документы по всем операциям с «сомнительным» контрагентом. Здесь нужно уже говорить не об обоснованности самой проверки, а о выводах, которые будут сделаны по ее результатам.

При получении запроса следует:

- самостоятельно установить контакт с таким контрагентом и из первых уст узнать о состоянии его дел;

- перепроверить все свои документы по операциям с таким контрагентом, а при необходимости – оперативно исправить или восстановить пробелы в документообороте.

Если все запрашиваемые документы предоставлены, налоговая составит акт внеплановой невыездной документальной проверки о непризнании налоговых расходов и налогового кредита по всем операциям с таким контрагентом. Если в ответ на запрос предприятие присылает неполный комплект документов (по причине сжатых сроков и большого объема запрашиваемой информации), это будет равносильно тому, как если бы предприятие ничего не предоставило. Только теперь инспектор приедет непосредственно на предприятие. 

Если выводы в акте проверки документально и нормативно не обоснованы, то вынесенные на основании акта проверки налоговые уведомления-решения подлежат обжалованию в вышестоящей налоговой инстанции или суде. У предприятия есть все шансы на успех, если все первичные документы в порядке, предприятие не напрямую работало с проблемным контрагентом или последний в суде пытается отстоять свою правоту.

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Скільки часу може тривати планова перевірка ДПС?
    Тривалість планових перевірок ДПС не повинна перевищувати 30 р.дн. для великих платників податків, щодо суб’єктів малого підприємництва – 10 р.дн., інших платників податків – 20 р.дн.
    20.11.2024164
  • Що робити у разі арешту рахунку: поради Мінʼюсту
    У разі арешту рахунку передусім потрібно звернутися до банку, щоб дізнатися, у звʼязку з чим накладено арешт. Банк надасть реквізити виконавчого провадження. За цими даними слід вже звʼязатися з виконавчою службою
    20.11.20241 512
  • УВАГА! ДРС затвердила план комплексних перевірок на 2025 рік
    Незважаючи на те, що "воєнний" мораторій на планові перевірки контролюючих органів поки що діє, деяким з них вже дозволено проводити нагляд. Тому ДРС затвердила та оприлюднила наказ щодо комплексних перевірок на 2025 рік. Він налічує 32037 записів
    18.11.20246 9346
  • Мінімізація податкових ризиків: які заходи впроваджуються ДПС?
    ДПС запроваджує нову систему, яка допомагає мінімізувати податкові ризики, поєднуючи проактивні заходи, спрямовані на запобігання можливим податковим порушенням, та реактивні заходи, спрямовані на виправлення ситуації та запобігання її повторенню
    14.11.2024165
  • Ключові заходи ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року
    Ключовими заходами ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року є зміцнення доброчесності та боротьба з корупцією, підвищення рівня дотримання податкового законодавства, автоматизація роботи з боргами, міжнародна співпраця, цифровізація
    14.11.202460