• Посилання скопійовано

Українські компанії перевірять за новим принципом

В українське законодавство буде введено новий для нас принцип контролю за трансфертними операціями – «принцип витягнутої руки»

Українські компанії перевірять за новим принципом

Новое понятие предусмотрено в законопроекте, который был одобрен 17 декабря на заседании правительства. Об этом сообщил начальник отдела проверок трансфертного ценообразования департамента налогового и таможенного аудита Государственной фискальной службы Украины Николай Мишин.

Премьер-министр Арсений Яценюк настаивает, чтобы изменения вступили в силу еще в этом году, чтобы налогообложение прибыли крупных компаний за 2015 г. контролировалось уже по новым правилам.

Анализа цен недостаточно

По словам Николая Мишина, механизм будет введен в украинское законодательство по настоянию Всемирного банка и МВФ, которые считают, что действующие нормы Налогового кодекса слишком ориентированы на прямое сравнение цены товара или услуги с рыночными при оценке сделок с офшорными и другими компаниями, которые могут быть использованы для минимизации налоговых обязательств.

В то же время трансфертное ценообразование (ТЦО) предполагает использование более широкого набора методов сравнения. Например, в международном праве применяется «принцип вытянутой руки» — совокупность правил, применяемых для оценки сделок между связанными лицами, когда часть одной компании-участника сделки принадлежит другой компании-участнику.

Международные эксперты предлагают Украине вместо механического сравнения стоимости товара (услуги) оценивать также целесообразность и экономический эффект той или иной подозрительной сделки. То есть налоговая служба должна будет как бы «отодвинуть» друг от друга участников сделки и понять, заключали бы они ее, если бы не были связаны, или нет.

«Представители Всемирного банка советуют анализировать не только цену товара, а и другие факторы, формирующие доход, который компания декларирует», — говорит Николай Мишин. Например, выдал бы плательщик кредит «постороннему» юрлицу на тех же условиях. Если нет, то это сигнал о возможной схеме уклонения от налогообложения, а значит, требует дополнительной налоговой проверки.

Кроме того, проектом предусмотрено изменение механизма определения связанных лиц. Например, если каждое последующее предприятие-звено в цепочке поставок владеет более чем 20% корпоративных прав предыдущего или последующего, то все предприятия в цепочке будут считаться связанными между собой, и к ним будут применяться правила контроля ТЦО.

Помимо «вытянутой руки», законотворцы предлагают еще ряд новшеств.

Вдохновленные первыми успехами контроля за ценами, в ГФС считают, что после запуска системы контроля ТЦО пришла пора совершенствовать его методы, чтобы в конечном итоге улучшить собираемость налогов.

Контрагентов проанализируют

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк сообщил, что для борьбы с уходом от уплаты налога на прибыль крупными корпорациями будет введен механизм сравнения цен контрактов с мировыми биржевыми ценами. В частности, чтобы не допустить случаев продажи руды, которая на бирже стоит $100, посреднику в офшоре за $50 с последующей перепродажей, но уже без уплаты налогов в Украине. В ГФС говорят, что будет составлен перечень официальных бирж, данными которых будут пользоваться контролеры, а также составлен перечень биржевых товаров, цены на которые будут мониторить.

Кроме того, Всемирный банк рекомендует расширить сферу действия закона о ТЦО на более широкий круг налогоплательщиков, включив в него все компании, чей совокупный доход за год превышает 20 млн грн. Сейчас, чтобы попасть под контроль общий объем сделок плательщика с конкретной офшорной или связанной с плательщиком компанией должен превысить 50 млн. грн в год.

Правда, при этом не будут учитываться операции с одним контрагентом объемом до 1 млн грн в год, что позволит отсекать малозначительные операции. А вот если совпадут все критерии, по которым определяются контролируемая операция, а объем сделок с одним контрагентом превысит 1 млн грн в год, то плательщик обязан подать в налоговую соответствующий отчет.

Причем если объем операций с одним партнером составит 1- 5 млн грн, то достаточно будет подать лишь упрощенный отчет вместе с декларацией по налогу на прибыль (до 1 марта года, следующего за отчетным). В этом дополнении к декларации достаточно лишь уведомить налоговиков о том, что такая операция была. Проще говоря, с кем, на какую сумму, и какой вид сделки был совершен (продажа товара, услуга, финансовые займы).

Плательщики, чей объем операций составит более 5 млн грн с одним контрагентом, уже должны будут в своем отчете раскрыть до 1 мая информацию полностью, как того ныне требует закон.

Времени дадут меньше

Очевидно, новые требования приведут к изменению формата и объема данных, которые надо будет вносить в отчет. Поэтому, как только законопроект попадет в парламент, начнется работа по изменению отчетности. «Завершить ее планируют до февраля-марта, чтобы бизнес успел подготовиться к изменениям», — говорит Николай Мишин.

В законопроекте также предложено унифицировать процедуру подачи документов на запрос налоговых органов. Как сообщалось, после получения отчетов по контролируемым операциям налоговики выявляют среди них подозрительные и могут запросить первичные документы, а также другие подтверждения справедливости цены контракта. Сейчас крупные плательщики могут «тянуть» два месяца с подачей документальных доказательств расчета цены контракта, а всем остальным отводится на это всего месяц с момента получения запроса налоговиков.

Проектом предлагается ограничить его одним месяцем для всех компаний. И это еще хорошо, потому что на Западе сороки еще короче. «ВБ считает, что плательщик сразу после совершения операции должен готовить документацию или быть готов к этому. Например, в США налоговые органы могут запросить все документы сразу после совершения сделки», — поясняет Николай Мишин.

Константин Симоненко

На підставі: Вести

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»