В парламенте зарегистрирован проект закона, которым предлагается продлить до 30 июня 2016 года мораторий на проверки бизнеса контролирующими органами. Законопроект №3153 «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» предусматривает ограничения на проведение проверок 40 надзорными ведомствами из 51. Исключение сделано лишь для контроля в сфере энергетики, в том числе атомной; авиационной деятельности; защиты прав потребителей; валютного и банковского контроля; защиты экономической конкуренции и т.п.
Как утверждают инициаторы документа, проверки в этих сферах не затрагивают интересов малого и среднего бизнеса, на защиту которого и направлен, собственно, новый проект закона. Отличием предложенного моратория от предыдущего может стать создание единой публичной базы разрешений на проведение проверок по обращениям физических лиц. Это, по мнению авторов законопроекта, сделает невозможным выборочное давление на бизнес. О том, насколько действенна подобная инициатива, рассуждает эксперт Forbes, юрист Наталья Ульянова.
Каждое правительство, получившее каденцию в стенах Кабинета министров Украины, считает своим долгом пообещать бизнесу снижение регуляторного и фискального гнета. В том числе путем сокращения проверок и ревизий, которые чаще всего являются ничем иным, как инструментом планового применения разнообразных штрафов и санкций и силового наполнения государственного бюджета.
Рокировка со вкусом
Еще Николай Азаров, будучи премьер-министром, сулил предпринимателям отказ от внеплановых проверок, а представителей фискальных органов, которые будут злоупотреблять давлением на бизнес, обещал наказывать лично.
Игорь Билоус, который вплоть до начала 2015 года занимал должность главы Государственной фискальной службы, уверял, что с его приходом в налоговое ведомство количество проверок сократилось на 10-15%. А инициированная им же налоговая реформа, уверял Билоус, сведет частоту прихода ревизоров к предпринимателям до минимума.
Если за I полугодие 2014 года зафиксировано 234 000 плановых и 102 000 внеплановых проверок, то за пять месяцев 2015 года их количество сократилось до 3200 плановых и 53 200 внеплановых проверок
Действительно, осенью 2014 года Кабмин ввел запрет на проверки всех субъектов предпринимательской деятельности, а парламент в поддержку правительству проголосовал в конце 2014 года за изменения в Налоговый кодекс. Они вплоть до 2017 года установили мораторий по многим видам налоговых проверок. Однако у контролирующих органов все равно осталось немало пространства для маневра.
Впрочем, новая концепция налоговой реформы, над которой вот уже несколько месяцев усиленно работают правительство и парламент, вновь предусматривает сокращение регуляторной нагрузки на бизнес. Но некоторые депутаты решили не дожидаться, пока власти придут к компромиссу с налогоплательщиками, и зарегистрировали в Верховной раде законопроект №3153, призванный урегулировать государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности.
Инициаторы этого проекта (в их число, помимо депутатов, входят представители Минэкономразвития, Государственной регуляторной службы и гражданского объединения «Реанимационный пакет реформ») предлагают ввести мораторий на проведение 40 из 51 видов проверок надзорными органами. Причем, в данном случае речь не только о прецедентах, связанных с налоговой дисциплиной, а о любых ситуациях, в которых бизнес соприкасается с государственными структурами.
Законодатели при этом ссылаются на упомянутый уже мораторий Кабмина, который действовал вплоть до июля нынешнего года. В итоге, если за I полугодие 2014 года зафиксировано 234 000 плановых и 102 000 внеплановых проверок, то за пять месяцев 2015 года их количество сократилось до 3200 плановых и 53 200 внеплановых проверок.
Ну, а для того чтобы у чиновников не было поползновения закручивать гайки бизнесу в обход моратория, законопроект также предусматривает создание единой публичной базы разрешений на проведение проверок по обращениям физических лиц. Этот механизм должен исключить любое давление со стороны контролеров.
В виде исключения
Тем не менее, предложенные инициативы все равно далеки от совершенства и не решают многих проблемных вопросов, которые волнуют как малый, так и средний бизнес. В частности, обнародованный законопроект ограничивает проверяющих лишь на короткий срок, вплоть до 30 июня 2016 года. А в самом тексте прописано, что мораторий вводится лишь с той целью, чтобы дать правительству время на разработку программы реформирования государственного надзора. Но достаточно ли будет этого времени на фундаментальные, качественные изменения в сплошь коррумпированной бюрократической системе? Вопрос риторический.
Мораторий на проверки и прочие «карательные» действия надзорных органов должен быть введен как минимум на весь период имплементации новых правил игры. В противном случае бизнес в Украине будет страдать от неправомерных штрафов и санкций
Кроме всего прочего, Кабинет министров Арсения Яценюка уже неоднократно декларировал на ближайшие 2-3 года глобальный план реформ – как в налоговой, так и в разрешительной и регистрационной системах. Все эти перемены непременно повлекут за собой сложности для огромного количества предпринимателей и компаний, поскольку переходный период всегда ударяет по бизнесу.
Это означает, что мораторий на проверки и прочие «карательные» действия надзорных органов должен быть введен как минимум на весь период имплементации новых правил игры. В противном случае бизнес в Украине будет страдать от неправомерных штрафов и санкций. И в Кабмине это понимают, равно как и в стенах парламента. Однако почему-то никто не решается пролоббировать законодательный запрет на любые посягательства в отношении предпринимательского климата в стране.
Еще один важный нюанс: в разработанном законопроекте имеется внушительный перечень исключений. В частности, мораторий на проведение проверок не распространяется на Государственную ветеринарную и фитосанитарную службу в части контроля качества пищевых продуктов; на Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг; на Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Не касаются нормы документа действий Государственной фискальной службы и Государственной финансовой инспекции, Государственной службы экспортного контроля, Госинспекции ядерного регулирования, Госавиаслужбы, а также Национального банка и Антимонопольного комитета.
Иными словами, вне поля действия моратория все равно остается немалое количество государственных ведомств и структур, которые будут иметь полное право в любой момент «нагрянуть в гости» к бизнесу, найдя веское обоснование своим действиям. И когда из правила есть исключения, эти исключения чаще всего работают в пользу чиновников – будь то представители фискальной, санитарной или пожарной служб.
Время ушло
Безусловно, нет сомнения в том, что устаревшую и исчерпавшую себя систему государственного надзора во всех сферах нужно менять. Однако эти изменения никоим образом не должны отражаться на бизнесе. В первую очередь на том, который работает в рамках законодательного поля, платит налоги, создает рабочие места и генерирует ВВП.
И хотя государству несомненно следует оставить за собой регуляторные функции, они должны распространяться на тех предпринимателей и компании, которые имеют подтвержденные и выявленные прегрешения. Либо являются потенциально рисковыми с точки зрения неуплаты налогов, контрабанды, нарушений трудового законодательства и т.д. И только на основании решения суда либо с разрешения Кабинета министров проверяющие смогут зайти в офис конкретного предприятия. Никак иначе.
А точечные попытки правительства в форме временных мораториев не смогут остановить произвол ревизоров и ликвидировать коррупцию в их рядах. Все это, конечно, формирует «правильный» имидж действующих властей, но реальной защиты бизнесу от посягательств на его нормальную работу не дает.