Как сообщает UBR.ua, украинские власти снова взялись за борьбу с коррупцией. На днях Петр Порошенко поручил главам Минфина и ГФС подготовить план мер по разделению фискальной службы и таможни. С этого, полагает Президент, должна начать эффективная реформа ГФС.
В течение 45 дней должны быть объявлены конкурсы на глав разделенных ведомств. Таким образом будут выполнены требования внешних доноров и разрешен конфликт интересов вокруг ГФС, парализованной частыми сменами руководителей с приставкой и.о. Бизнес пожимает плечами и требует эффективных реформ фискальной службы вместо их имитации.
Навстречу Европе
Доводы властей на первый взгляд логичны – таможенникам нужны свои силовые подразделения для борьбы с контрабандистами, но их создание в рамках ГФС сильно напрягает бизнес, который опасается возобновления практики проведения масштабных рейдов налоговиков.
Данная мера также должна сгладить ряд громких скандалов, в которые ГФС не единожды попадала в течение последних месяцев. То европейские СМИ проведут журналистское расследование и опытным путем докажут, что через украинскую таможню проходят неучтенные грузы на сумму, превышающую все кредиты МВФ. То с одесской таможни контрабандисты средь бела дня похитят арестованный груз на десятки миллионов гривен.
Впрочем, эксперты сомневаются, что простым разделением органов можно решить проблемы. Не исключено, говорят они, что это простой ребрендинг накануне выборов, призванный сгладить неприятный осадок у избирателя и создать благоприятное впечатление: реформы идут.
«Этот вопрос назрел. Даже наши внешние доноры, которые поначалу выступали за единое ведомство, поскольку так проще его реформировать, уже поняли, что коррупция в ГФС – это гидра, которую невозможно убить, а можно только расчленить. Но я боюсь, чтобы эти заявления властей не оказались заигрыванием с электоратом и кредиторами накануне выборов: вот видите, мы видим проблему, решаем ее и двигаемся вперед», – прокомментировал глава Союза защиты предпринимателей Сергей Доротич.
Парализованная таможня
Более года ГФС находится в полупарализованном состоянии – уже второй год ведомство фактически обезглавлено. А им руководит уже второй «исполняющий обязанности». Это тормозит реформы и не добавляет бизнесу уверенности в завтрашнем дне. Ситуация с таможенной службой еще хуже – она по сути вообще парализована. Вакансия замглавы ГФС, который и должен курировать таможенную службу, пустует вот уже три года. Все это настолько раздражает предпринимателей, что они уже согласны на любое решение вопроса. И надеются, что сам факт будущего разделения покончит наконец с безвластием.
«Бизнес недоволен тем, что идеологию службы определяет Минфин, что в ГФС до сих пор нет закрепленного за таможней ответственного заместителя. Нет ясности, куда обращаться в каких-тот проблемных случаях. Поэтому и стало распространятся мнение, что когда таможня была отдельно, порядка было больше», – рассказал Сергей Доротич.
Впрочем, какой-то особой выгоды в том, что таможню вновь выделят в самостоятельный орган, бизнес не видит.
«Почему нельзя просто назначить полноценного главу ГФС и полноценного зама, который будет курировать таможенную службу? Для бизнеса самое важное – получить эффективно работающий орган таможни хоть в составе фискальной службы, хоть в отдельном статусе. Когда таможня была отдельной службой, там была определенная доля коррупции, но, когда она вошла в состав ГФС, с контрабандой практически не боролась. Важен эффективный и прозрачный процесс таможенного оформления, а как это будет и в каком составе – для нас это не важно», – недоумевает директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) Анна Деревянко.
Политические договоренности
При этом эксперты утверждают, что неопределенный статус ГФС вызван вовсе не дискуссиями, в каком формате будет работать таможня, а в том, кто конкретно ее станет контролировать. Ведь на кону не только контроль над легальным финансовым потоком, но и над теневыми операциями. Накануне выборов такой ресурс в руках какой-то одной политической силы дает ей немалые преференции.
«Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что есть определенная борьба политических сил за отдельные направления. Возможно, идет торг за контроль над ГФС, которую можно использовать как репрессивный аппарат в отношении бизнеса. Не исключено, что реальная цель проекта – поделить таможню и фискалов между политсилами-участниками правящей коалиции накануне выборов», – предполагает Сергей Доротич.
Бизнес требует реформ
Впрочем, все это мало интересует предпринимателей. Куда важнее для них реальное реформирование налоговой и таможни. А в этом направлении в последнее время успехов у чиновников немного.
«Нам все равно, находится таможня в составе ГФС или отдельно. Но нам не безразлично, как ведется документооборот с этими институтами. Работу через электронный кабинет мы приветствуем. Если же это будет два отдельных органа, а коммуникация с каждым будет проходить отдельно в документальном виде, то это очень неудобно», – рассказал UBR.ua глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.
В пример представители бизнеса приводят весьма эффективную работу одесского таможенного хаба, где коммуникация с таможенниками и налоговиками проходит в электронном формате. Предприниматель растамаживает полученный груз, оплачивает необходимые налоги и сборы в едином центре, а далее налоговая и таможенная служба взаимодействуют друг с другом без участия бизнеса.
«Важно переходить к такому формату управления, при котором предприниматели вообще не пересекались с представителями проверяющей инстанции. Необходимо сделать процесс управления максимально цифровым, технологичным и цивилизованным, а не как у нас на пограничных пунктах, где не везде есть даже туалеты», – резюмирует Анна Деревянко.
Если после разделения новая служба займется решением этих проблем и реформированием – игра стоит свеч, уверены эксперты. Но история того же одесского центра не дает бизнесу повода для оптимизма. Ведь имплементировать его успешный опыт на всю страну чиновники не спешат. Да и в деятельности самого хаба время от времени возникают техническое проблемы, что вынуждает предпринимателей пользоваться старой «бумажной» схемой растаможки.
***
Читайте также: