• Посилання скопійовано

Що нас чекає після реформи ДФС та як нова служба буде працювати, – погляд експерта

Чи буде ліквідовані всі ДПІ? Як потрібно буде оскаржувати рішення ДФС після реформи? Про це далі

Що нас чекає після реформи ДФС та як нова служба буде працювати, – погляд експерта

UBR.ua напоминает, что к 1 июня 2019 года налоговая и таможенная службы в Украине должны будут оформить окончательный развод. К этому времени в своих кабинетах освоятся и новоизбранные руководители новых структур. В Минфине обещают, что процесс разделения ГФС не доставит хлопот бизнесу, а у новых фискальных органов будет не больше полномочий, чем у их предшественников из расформированного ведомства. Однако предприятиям вряд ли удастся избежать неприятных сюрпризов.

 

Как все пройдет

Раздробить Государственную фискальную службу Украина официально пообещала МВФ. Структурный маяк обязывает нас закрыть этот вопрос до конца апреля. Однако, как уверяет министр финансов Оксана Маркарова, кредиторы готовы закрыть глаза на небольшое отставание от графика.

По сути, работы над созданием новых структур активизировались лишь в последнее время. Но все самое интересное – назначение новых руководителей и формирование костяка налоговой и таможенной служб, произойдет до инаугурации нового президента. Конкурсы на глав налоговой и таможни пройдут 16 и 23 апреля. После официального утверждения в должности будут созданы два отдельных юридических лица, куда сразу же переведут около 70% всех нынешних сотрудников ГФС.

По прикидкам Минфина, уже к 1 июня ведомства должны войти в нормальный ритм работы. Интересное совпадение: по закону новый глава государства должен официально вступить в должность не позднее 3 июня.

 

Кого поставят

Сейчас на Банковой за закрытыми дверьми полным ходом идут консультации и торги за кресла главного налоговика и главного таможенника страны. И то, что их персоналии будут одобрены нынешним президентом, не вызывает сомнения. Возможностей повлиять на назначения у АП хоть отбавляй.

Ведь избранных на конкурсе руководителей еще должен утвердить Кабмин. Причем, ни в одном официальном документе не прописано, что же может послужить для правительства причиной отказаться признать результаты конкурса. Более того, фактически под президентским надзором будет проходить и назначение руководителей региональных таможен. Поскольку их кандидатуры в обязательном порядке должны согласовываться с губернаторами.

 

Как будут работать

Что же будет происходить с ГФС в ближайшие два месяца? Вместо этого органа будут созданы отдельные юридические лица – налоговая и таможенная службы Украины. Юрлицо будет не просто отдельным, но и единым. Т.е. юридические лица тех же региональных налоговых должны быть ликвидированы. В теории это означает, что все судебные споры с той же налоговой должны будут решаться только в Киеве (по месту регистрации юридического лица). Что это означает, объяснять не нужно.

Оксана Маркарова, правда, советует не обращать внимания на новые положения о налоговой и таможенной службах Украины, где этот вопрос не урегулирован и говорит, что судиться с налоговой и дальше можно будет на местах. Веские основания для этого видят и юристы.

«Кодекса административного судопроизводства наделяет истца правом самостоятельно выбрать подсудность при обжаловании решений налоговых органов. То есть, налогоплательщик может обратиться в суд, как по месту своего нахождения, так и по местонахождению контролирующего органа», – пояснил UBR.ua юрист юридической группы LCF Петр Дубовский. Как будет на самом деле, увидим уже летом.

 

Какие проблемы у бизнеса

Впрочем, уже само по себе изменение структуры фискального ведомства несет в себе серьезные риски для предпринимателей.

«Каждый переходной период сопряжен с рисками утери данных, изменением реквизитов, перетасовкой полномочий и обязанностей, за которыми может быть очень трудно уследить. Подав запрос в налоговый орган можно попросту не дождаться ответа, так как подразделение было расформировано, а его функции передали невесть куда. Также если будут пересматриваться бюджеты подразделений, могут возникнуть казусы с отсутствием средств даже на пересылку писем. Кстати, это и сегодня не редкость. Например, вместо отправки физлицу налогового уведомления-решения по земельному налогу, соответствующая информация была просто прибита на дверь сельсовета, так как не было денег на марки», – привел пример UBR.ua руководитель практики налогового права Moris Group Василий Андрусяк.

Нарушение нормальных коммуникаций с налоговиками чревато для компаний финансовыми потерями. Например, не получив вовремя результатов налоговой проверки, компания рискует пропустить сроки обжалования.

 

Новые риски

Чиновники говорят, что новые ведомства не получат новых полномочий. Однако это не совсем так. Например, Положение о таможенной службе Украины наделяет этот орган правом на оперативно-розыскную деятельность. Ранее таким правом обладала только налоговая милиция.

«Полномочия Гостаможслужбы касательно ведения оперативно-розыскной работы будут касаться исключительно вопросов таможенного оформления грузов субъектами хозяйствования с целью борьбы с контрабандой», – уточнил UBR.ua советник налоговой практики Юридической компании Riyako&Partners Андрей Тимонов.

И все же, это означает и наличие у таможенников оружия, и возможность устроить «маски-шоу» в компании, ведущей внешнеэкономическую деятельность.

К слову, предприятиям-субъектам ВЭД нужно учитывать еще и такой нюанс. По новым правилам, таможенники будут предоставлять информацию по запросам силовиков, руководствуясь их профильными законами, а не Таможенным кодексом, как ранее. А это значит, что силовики смогут глубже вникать в детали работы наших предприятий с иностранными контрагентами.

***

Читайте также:

Джерело: UBR

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Скільки часу може тривати планова перевірка ДПС?
    Тривалість планових перевірок ДПС не повинна перевищувати 30 р.дн. для великих платників податків, щодо суб’єктів малого підприємництва – 10 р.дн., інших платників податків – 20 р.дн.
    20.11.2024164
  • Що робити у разі арешту рахунку: поради Мінʼюсту
    У разі арешту рахунку передусім потрібно звернутися до банку, щоб дізнатися, у звʼязку з чим накладено арешт. Банк надасть реквізити виконавчого провадження. За цими даними слід вже звʼязатися з виконавчою службою
    20.11.20241 498
  • УВАГА! ДРС затвердила план комплексних перевірок на 2025 рік
    Незважаючи на те, що "воєнний" мораторій на планові перевірки контролюючих органів поки що діє, деяким з них вже дозволено проводити нагляд. Тому ДРС затвердила та оприлюднила наказ щодо комплексних перевірок на 2025 рік. Він налічує 32037 записів
    18.11.20246 9166
  • Мінімізація податкових ризиків: які заходи впроваджуються ДПС?
    ДПС запроваджує нову систему, яка допомагає мінімізувати податкові ризики, поєднуючи проактивні заходи, спрямовані на запобігання можливим податковим порушенням, та реактивні заходи, спрямовані на виправлення ситуації та запобігання її повторенню
    14.11.2024164
  • Ключові заходи ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року
    Ключовими заходами ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року є зміцнення доброчесності та боротьба з корупцією, підвищення рівня дотримання податкового законодавства, автоматизація роботи з боргами, міжнародна співпраця, цифровізація
    14.11.202460