• Посилання скопійовано

Перевірки Держпраці після 14 травня: коли можна не допустити без наслідків?

Юристи висловили свою позицію щодо можливості не допускати Держпраці на перевірки з питань праці після скасування порядку

Перевірки Держпраці після 14 травня: коли можна не допустити без наслідків?

После отмены судом старого порядка проверок Гоструда в ведомстве разработали новый документ. Он почти не отличается от предыдущего, но имеет ряд важных новшеств. UBR.ua при помощи юристов разбирался, чем это грозит бизнесу.

 

Откуда новые правила

В конце мая Государственная служба Украины по вопросам труда оперативно разработала новые порядки проверок работодателей и наложения штрафов за нарушение законодательства о труде. В частности, порядки проведения выездных проверок и инспекционных посещений. Они призваны заменить аналогичные документы, которые были признаны незаконными Шестым апелляционным судом с 14 мая 2019 года.

Напомним, что причиной отмены соответствующего постановления КМУ №295 стало несоблюдение процедуры его принятия (отсутствие согласования с Госрегуляторной службой). Потому новые порядки почти полностью дублируют предыдущие документы, хотя имеют некоторые важные новации.

Кроме того, возникли вопросы о законности проведения новых и завершения начатых проверок в условиях отсутствия утвержденного порядка действий инспекторов Гоструда.

 

Правила Гоструда на практике

В связи с этим Госрегуляторная служба рассмотрела три варианта действий на случай визита контролеров с инспекционным посещением.

Вариант 1. Гоструда вышла на инспекционное посещение и закончила его проведения 13 мая, когда постановление КМУ №295 еще действовало. Следовательно, при соблюдении инспекторами Гоструда предписаний порядков и закона №877 «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», у предприятия нет оснований для реагирования.

Вариант 2. Когда инспекционное посещение началось до 13 мая, а закончилось после 14-го, когда постановление утратило силу. В ГРС считают, что в этом случае предприятие может письменно обратиться к Гоструда с требованием о прекращении инспекционного посещения. Некоторые юристы убеждены, что работодатели могут не подписывать акты по таким проверкам и вообще отказываться принимать их, а если штрафы Гоструда все же будут применены, следует оспаривать их в суде.

Управляющий партнер Bires Law Firm, адвокат Роман Шахматенко отмечает, что если бы не положение ст. 259 КЗоТа, то можно было бы говорить о проведении проверок по общему закону об основах надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Однако ст. 2 закона №877 устанавливает преимущественное применение трудового законодательства над положениями этого закона. В частности, КЗоТ говорит о том, что все проверки по вопросам труда проходят согласно порядку, установленному Кабмином. И именно этот порядок отменил суд. Поэтому все проверки именно по вопросам соблюдения законодательства о труде, инициированные после 14 мая будут незаконны.

Но тут есть важный нюанс. При недопуске к проверке инспектор выпишет штраф и предприятию придется в суде доказывать незаконность этого штрафа. Мало того, при неуплате финсанкция будет взыскана через госисполнителей.

«То есть пока вы будете доказывать незаконность штрафа в суде, исполнитель будет молча делать свое дело. Имеет ли смысл ввязываться в такой судебный процесс, если предприятие может заранее навести порядок в кадровой документации, например, путем проведения независимого анализа и устранения несоответствий заранее», — сказал UBR.ua Роман Шахматенко.

Есть и другой нюанс: проверки по охране труда никто не отменял, и они будут проходить с той же интенсивностью. Если инспектор при проведении проверки по охране труда выявит нарушение минимальных социальных гарантий (конституционных гарантий) и вынесет постановление о штрафе, его будет нелегко оспорить в суде. Уже есть прецеденты, когда суды не обращали внимания на формальные нарушения, указывая, что нарушение конституционных прав граждан недопустимо. Наконец, не стоит забывать, что порядок наложения штрафов согласно ст. 265 КЗоТ никто не отменял.

В Гоструда считают иначе: инспекционные посещения, которые начались до даты отмены порядка №295 должны быть завершены. По ним будут составлены акты и предписания, которые работодатели должны выполнить, устранив все нарушения и недостатки.

Вариант 3. Гоструда вышла на инспекционные посещения после 14 мая, когда постановление КМУ №295 уже утратило силу. По мнению ГРС, в такой ситуации субъект хозяйствования на основании ст. 10 Закона №877 имеет право не допускать проверяющих к осуществлению государственного надзора (контроля).

Гоструда же отмечает: что инспекционные посещения будут проводиться и в дальнейшем. Но уже не на основании порядка №295, а согласно нормам закона №877 и соответствующим международным конвенциям.

Как пояснила UBR.ua старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang Наталия Наконечная, указанные порядки прежде всего направлены на выявление нарушений, предусмотренных ст. 265 КЗоТ (неоформленные работники, зарплатные правонарушения и т.п.). Параллельно с этим Гоструда осуществляла плановые и внеплановые проверки в соответствии с законом №877, но круг вопросов, которые проверялись в ходе таких проверок был несколько иным (напомним, что в компетенцию Гоструда входит достаточно широкий массив вопросов, например, охрана труда, занятость иностранцев и т.д.).

***

Читайте также: 

Джерело: UBR

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»