• Посилання скопійовано

Адвокат у законі: чи підвищить рівень правового захисту новий закон про адвокатуру

15 серпня набрав чинності Закон «Про адвокатуру та адвокатську діяльність» (далі - закон), покликаний удосконалити інститут адвокатури і підвищити професійний рівень правової допомоги. У порівнянні з попередньою версією він значно подовжився: якщо раніше авторам вистачило 19 статей, то тепер знадобилася 61

Самоконтроль

Закон предусматривает создание нового органа самоуправления адвокатуры — Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ) как негосударственной некоммерческой профессиональной организации. Членство в НААУ для всех адвокатов обязательно. Сторонники данной нормы отмечают, что она соответствует международной практике. Противники обращают внимание, что новелла ограничивает права адвокатов и противоречит, в частности, ст. 36 Конституции, которая гласит, что никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан. Вполне ожидаемо, что власть попытается установить контроль над НААУ, а соответственно, и над всеми адвокатами.

Адвокат, партнер ЮК «КПД Консалтинг» Кирилл Казак не исключает, что установление вертикали в самоуправлении адвокатуры может быть использовано властью для контроля над ней. По его словам, здесь важна позиция самих адвокатов. «Если с их стороны будет пассивное отношение к самоуправлению, власть с удовольствием заполнит этот пробел своим влиянием, — объясняет юрист. — Если же адвокаты примут активное участие в работе НААУ, ассоциация будет действенным инструментом защиты адвокатов, в том числе и от посягательств власти».

Адвокат, управляющий партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Михаил Ильяшев считает, что объединение адвокатов в рамках НААУ не создаст проблем действующим адвокатам. Ведь подобные объединения характерны для большого количества стран. «Я не вижу инструментов для давления. Скорее нужно ставить вопрос об эффективном инструменте для привлечения адвокатов к ответственности», — говорит он.

Богатство выбора

Закон предусматривает создание Единого реестра адвокатов в Украине. Основное его назначение — помочь клиенту в поиске защитника. Также реестр позволит проверить, действительно ли лицо является адвокатом или просто безосновательно выдает себя за такового.

Согласно закону, адвокат может осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально (как самозанятое лицо) или в формах адвокатского бюро (юрлицо, созданное одним адвокатом), а также адвокатского объединения (АО — юрлицо, созданное несколькими адвокатами). По мнению Кирилла Казака, для клиента нет разницы, является ли его адвокат самозанятым лицом либо действует от имени адвокатского бюро или объединения. Ведь полномочия, права, обязанности, ответственность адвоката при выполнении профессиональных обязанностей одинаковы. Впрочем, Михаил Ильяшев считает, что для клиента все же имеет значение, с кем работать. «Если клиент заключил договор с адвокатским объединением, это дает ему гарантии в предоставлении помощи в случае, например, болезни адвоката, его отсутствия и т. п., возможность получить консультацию по узкоспециализированным вопросам, так как в АО адвокаты могут специализироваться в разных областях», — комментирует он.

Новый закон определяет условия работы в Украине зарубежных адвокатов. Для этого иностранцам нужно лишь зарегистрироваться в едином реестре адвокатов. Отечественные юристы не совсем согласны с такой простой процедурой. «Даже самый высококвалифицированный юрист, получивший образование и практику за рубежом, не способен сразу, без подготовки практиковать в Украине, — рассказывает адвокат, партнер ЮФ FELIX Оксана Кобзар. — Наше законодательство — это тысячи законов, десятки тысяч подзаконных актов, сотни тысяч других документов». Кроме того, подчеркивает она, украинские законы надо уметь читать между строк.

Тест на профпригодность

Несколько усложнилась процедура получения свидетельства на право занятия адвокатской деятельностью. Как и раньше, чтобы стать адвокатом, нужно иметь стаж работы не менее двух лет и сдать экзамен. Но свидетельство выдадут не сразу после экзамена, а только после шестимесячной стажировки. «Конечно, шестимесячной стажировки недостаточно, чтобы освоить профессию. Но можно получить общее представление о том, как организована работа адвоката, — говорит Оксана Кобзар. — Станет ли стажировка формальной процедурой или настоящим знакомством с профессией, зависит от ее руководителя и от подхода самого кандидата в адвокаты».

Согласно новому закону, адвокатом не может быть лицо, которое имеет непогашенную судимость с наказанием в виде лишения свободы. Но если человек, даже за коррупционное деяние, заплатил штраф, он может продолжать адвокатскую практику. Впрочем, Кирилл Казак считает такую норму оправданной. Если преступление не связано с профессиональной деятельностью адвоката, факт его совершения не влияет на качество оказываемых услуг. Кроме того, речь идет о незначительных преступлениях, а работа адвоката связана с повышенным риском. В случае же если адвокат осужден за действия, которые причинили вред клиенту, но за такие действия предусмотрен штраф, адвоката лишит свидетельства квалификационная комиссия.

Новые возможности

Закон несколько расширяет права адвокатов в защите интересов клиентов. Как и ранее, адвокат имеет право на подачу запросов, сбор сведений о фактах, которые могут быть использованы как доказательства, опрос лиц по их согласию. Но теперь адвокаты имеют возможность получать и изымать вещи, документы, ознакамливаться с ними. Впрочем, Оксана Кобзар считает, что воспользоваться таким правом невозможно. «Законодательством не предусмотрен механизм выемки вещей и документов адвокатом без согласия их владельцев», — объясняет она. А по мнению Кирилла Казака, и ранее, и в настоящее время права адвоката реализуются на практике. Другое дело, что собранные адвокатом доказательства очень часто игнорируются судом. Но со вступлением в силу нового УПК в уголовном процессе такие доказательства по юридической силе будут приравнены к доказательствам стороны обвинения.

«Издевательская норма»: закон дает возможность не предоставлять данные на адвокатский запрос, если они являются информацией с ограниченным доступом

Значительно помочь адвокатам в реализации их прав могло бы установление ответственности за непредоставление ответов на адвокатский запрос. Но закон предусматривает за подобное нарушение лишь административную ответственность в виде штрафа до 850 грн при первичном нарушении и 1360 грн — при повторном в течение года. «Исполнение адвокатского запроса будет зависеть в каждом конкретном случае от того, что «поставлено на кон». Ведь от информации в некоторых случаях зависят намного большие суммы, нежели размер штрафа», — рассказывает Кирилл Казак.

Кроме того, закон дает возможность не предоставлять данные на адвокатский запрос, если они являются информацией с ограниченным доступом. Оксана Кобзар считает эту норму «издевательством над адвокатурой». «Адвокаты всегда имели право собирать доказательства, получать по запросу документы, но не могли в полной мере его реализовать. БТИ, ГАИ, другие госорганы давно выработали «форму» отказа на адвокатский запрос», — говорит она. Впрочем, Кирилл Казак предлагает способ решения данной проблемы. Если в ответе на запрос есть ссылка на конфиденциальную информацию, такой ответ предоставляется в суд. И последний истребует нужную информацию.

Защитники беззащитны

Авторы закона попытались несколько расширить гарантии адвокатам. Впрочем, Оксана Кобзар замечает, что большинство из таких гарантий и ранее были предусмотрены, но некоторые из них полностью декларативны. В частности, норма о том, что жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство адвоката находятся под охраной государства. Хотя оно защищает жизнь, здоровье и права каждого человека, а не только адвоката. «Закон должен содержать обязанности правоохранительных органов обеспечивать выполнение этих гарантий вполне конкретными мерами», — замечает юрист.

Одной из новых гарантий является необходимость получения разрешения суда на проведение оперативно-розыскных и следственных действий в отношении адвоката. Но вряд ли это станет серьезной преградой от давления на адвоката. «Мы знаем, с какой легкостью зачастую судьи дают санкции на обыск, принимают решения о раскрытии банковской тайны, поэтому получить разрешение суда на ОРД или следственные действия в отношении адвоката не составит особого труда», — считает Оксана Кобзар.

О задержании адвоката, применении к нему меры пресечения, проведении обыска, осмотра его помещений, временном доступе к вещам и документам адвоката теперь будут уведомлять совет адвокатов региона. Поэтому уровень защиты в таких случаях будет зависеть от активности и этики адвокатского сообщества.

Джерело: Контракты.ua

Рубрика: Право і відповідальність/Законодавство

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Законодавство»