• Посилання скопійовано

«Безмитних» машин вистачить ще на три місяці

Європейський Союз на черговому засіданні комітету СОТ розгляне питання про запровадження захисних заходів щодо українського експорту. У відповідь українські чиновники на чолі з Прем’єр-міністром Миколою Азаровим заявили, що через деякий час можуть взагалі скасувати спецмита на ввезення автомобілів

«Безмитних» машин вистачить ще на три місяці

Европейский Союз на очередном заседании комитета ВТО рассмотрит вопрос о введении защитных мер в отношении украинского экспорта. В ответ украинские чиновники во главе с Премьер-министром Николаем Азаровым заявили, что через некоторое время могут вообще отменить спецпошлины на ввоз автомобилей.

Как известно, с 13 апреля в Украине на три года была введена специальные пошлины на импорт легковых автомобилей: 6,46% от стоимости для машин с рабочим объемом цилиндров двигателя 1-1,5 литра и 12,95% – для машин с объемом двигателя 1,5-2,2 литра.

Это уже вызвало противодействие со стороны других стран. Турция пообещала ввести 23-процентную пошлину на украинские грецкие орехи, чтобы получить более 6 млн долларов, которые она потеряет из-за заградительных мер Украины.

А вот Россия собирается вызвать Украину в суд СНГ – мол, украинские меры применяются с серьезным нарушением правил ВТО и соглашения о зоне свободной торговли в СНГ. Как сообщил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, комиссия ЕЭК по торговле уже обсуждала этот вопрос, и «очевидно, будет инициирован процесс юридического решения этого спора».

Возмущение этих стран вполне понятно: в Украину поставляются, например, собранные в Турции отдельные модели Renault, Honda, из России сюда поставляются произведенные на ее территории модели Volkswagen и Hyundai т.п..

Справедливости ради следует заметить, что к той же России международное сообщество имеет претензии по утилизационному сбору, введенный в сентябре 2012 года. А в Турции протекционизм относительно собственного автопрома применялся в тех или иных видах с конца 80-х. Там импорт готовых машин был даже вообще запрещен, а комплектующие облагались высокой пошлиной. Кроме того, экс-глава General Motors Europe Ник Райли выразил мнение, что Турция меньше пострадала от введения Украиной ввозных пошлин на легковые автомобили. «Одна из главных проблем Турции – это падение авторынка ЕС, и это очень сильно влияет на автопроизводство Турции, поэтому они пытаются найти какое-то оправдание себе», – считает он.

Другие страны, так или иначе, сейчас также принимают протекционных меры для защиты своих автопроизводителей. Скажем, несмотря на соглашение о свободной торговле, южнокорейские парламентарии предложили законопроект по снижению корпоративных налоговых отчислений на автомобили дороже $ 44 тыс., которые покупали компании. В эту категорию в основном попадают модели немецких, японских и американских производителей. Как отмечает агентство Reuters, более половины машин, импортируемых в страну, стоят больше предложенного депутатами уровня, и не менее 40% импорта ввозится для корпоративного использования.

То же время, если верить утверждениям Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, кроме угрозы возможных санкций, Украина рискует недополучить значительные средства в бюджет – с каждого авто государство получает около 5 тыс. долларов. В ассоциации утверждают, что с момента введения спецпошлины многие импортеры прекратили ввоз в страну новых машин. Мол, таможня не сможет выполнить план отчислений в бюджет, как это уже было несколько лет назад – в 2009 году после нулевых отчислений от импорта автомобилей Кабмин не продлил действие 13-процентной надбавки.

Правда, не факт, что ситуация будет такая же – покупатель найдется и на товар, который подорожал (где-то на 8-15%), а значит импортерам выгоднее все-таки продолжать завозить авто. И похоже, что они так и делают: в автосалонах уже есть прайсы как на машины, завезенные до 14 апреля, так и на авто, ввезенные после этой даты.

Компании переориентируют свои заказы на модификации, на которые, исходя из объема двигателя, пошлина не распространяется. Они пересматривают модельный ряд и исключают определенные позиции. Скажем, «Тойота-Украина» хочет отказаться от ввоза в Украину Toyota Avensis, которую пошлины делают дороже Toyota Camry. Для удержания цен одни импортеры также просматривают комплектации, уменьшая количество опций. Другие решили продавать преимущественно модели, которые спецпошлиной не облагаются. Как сообщил официальный импортер марки Ford в Украине Winner Imports Ukraine, «при таких изменениях в законодательство возрастет спрос на модели Ford, оборудованные двигателем EcoBoost объемом 1,0 литра». У многих моделей также есть дизельные версии. В Renault, например, это Fluence, Megane и др.. А в компании «Порше Украина», которая продает в Украине Volkswagen и Audi, подчеркивают, что эти марки известны в мире благодаря своим дизельным двигателям.

Труднее в этой ситуации ВАЗам, в которых дизельных версий нет. Как сообщает информационно-консалтинговая группа AUTO-Consulting, годовые планы продаж АО «УКРАВТОВАЗ» было пересмотрено в сторону уменьшения. В продуктовой линейке ВАЗа на данный момент наличествуют только бензиновые моторы объемом 1,6 л и выше. Поэтому сейчас ведутся переговоры о возвращении в производственную программу двигателя объемом 1,4 л специально для украинского рынка.

Пока же на складах автодилеров еще есть определенный запас автомобилей, которые были завезены до введения пошлин, – несмотря на бум продаж, который наблюдался в апреле: тогда украинцы приобрели почти 26 тыс. автомобилей, что на 35% больше достаточно успешных показателей марта. Вероятно, большая часть тех, кто планировал приобрести авто и мог себе это позволить, поторопился сделать это до введения спецпошлины. А те, кто необходимые средства еще не успел собрать, вынуждены будут ориентироваться уже на новые цены.

По мнению участников рынка, машин по старым пошлиной хватит еще месяца на три, и остатки со складов разберут уже осенью – когда закончится сезон отпусков. Темпы распродаж по каждой конкретной марке будут, конечно, отличаться, и многие модели по старым ценам (Renault Logan, Volkswagen Polo и др.) уже разобрали, другие (Hyundai Elantra, Honda Civic и т.п.) стали дефицитом. Но точно рассчитать окончательные сроки для рынка в целом никто не может – в конце концов, надежды на большую активность покупателей и распродажу запасов еще до начала лета оправдались не у всех. Гендиректор «АВТ Бавария» (BMW, MINI, ALPINA, Rolls-Royce) Александр Тимофеев еще в мае отметил, что компания завезла излишнее количество автомобилей, поставив в сложные условия кредитные линии – в премиум-сегменте объем продаж увеличился ненамного.

Андрей Муравский

Джерело: День

Рубрика: Суспільство і життя/Авто

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Авто»