UBR сообщает, что депутаты решили отсрочить введение в Украине экологических стандартов евро-6 при производстве или импорте автомобилей. При этом завозить в страну подержанные авто по-прежнему хотят по нормам начиная с евро-2. Об этом говорится в проекте закона №2078-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и проведения первой государственной регистрации транспортных средств» относительно международных экологических требований для некоторых транспортных средств».
Документ под купол Рады внесли пять депутатов от партии большинства «Слуга народа» и один из Всеукраинского объединения «Батькивщина».
Техосомтр для «старичков»
Напомним, завозить новые автомобили не ниже стандарта евро-6 должны были уже с 1 января 2020 года. Если же проект примут, еще пять лет, вплоть до 31 декабря 2024-го, в Украину можно будет спокойно ввозить машины с евро-5.
Б\у транспорт авторы законопроекта не захотели ограничивать экологическими нормами – их, как и сейчас, можно будет завозить на территорию страны по стандартам не ниже евро-2. Правда, депутаты настаивают на том, что необходимо ввести обязательный техосомтр для подержанных машин при первой постановке на учет. Такие требования может установить Кабмин.
Несмотря на отсрочку ввода повышенных эко-стандартов, некоторых дилеров возмущает дискриминация, из-за которой подержанные авто завозят с существенно более низкими требованиями, чем новый транспорт. Такие перекосы уже привели к тому, что рынок бывших в употреблении автомобилей чувствует себя на порядок лучше первичного.
Новое под видом б/у
Эксперты даже не исключают, что вскоре в Украину начнут завозить новые машины под видом подержанных, чтобы иметь возможность хоть как-то конкурировать с рынком б/у транспорта.
«Учитывая, что новые нормы экологического стандарта евро-6 не распространяются на импорт подержанных автомобилей, то фактически они будут касаться только импорта новых автомобилей, что приведет к увеличению их стоимости на $1-1,2 тыс. Официальный импорт новых автомобилей может прибегнуть к теневым схемам, когда новый автомобиль будет ввезен по документам, как бывший в употреблении, при этом по более низким, чем евро-6, экологическим нормам», – говорит глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и автодилеров Олег Назаренко.
Другие эксперты же не столь категоричны. По их мнению, большинство официальных дилеров вряд ли пойдут по пути схем с завозом автомобилей. Репутационные риски слишком велики.
«Такая схема маловероятна, поскольку противоречит принципам честного ведения бизнеса в развитых странах. А большинство импортеров у нас – представительства иностранных автопроизводителей. Что же касается серых дилеров, то их доля небольшая. Они работают в основном с эксклюзивными машинами и под заказ. В массовый сегмент они вряд ли пойдут», – отметил руководитель проекта Авто 24 Сергей Матусяк.
К тому же, говорят эксперты, многие новые автомобили стандарта евро-6 ввозятся в Украину уже сейчас, ведь многие европейские автопроизводители просто не выпускают сегодня моделей с «младшими» эко-стандартами. Например, все бренды премиум-линейки Winner (Jaguar, Land Rover, Volvo, Porsche) поставляются с евро-6. Украина в этом смысле – не исключение.
С экологией лучше потерпеть
С другой стороны, если нормы евро-6 не станут откладывать, то со следующего года украинцы все же недосчитаются многих моделей и даже марок автомобилей. В первую очередь это касается китайских и некоторых японских авто, которые не продаются в Европе.
«Импортеры перестанут их возить или предложат украинцам европейские версии с двигателями евро-6, но по более высоким ценам. Оттягивание принятия этого вопроса негативно скажется на поставках автомобилей в начале 2020 года, ведь импортеры постараются завезти максимальное количество машин евро-5 до Нового года. А поскольку срок заказа и поставки автомобилей с конвейера составляет чуть ли не полгода, а импортеры рисковать не любят, то даже если требование по евро-6 перенесут, в начале 2020 года можно будет купить только машины, завезенные в 2019-ом», – говорит Матусяк.
Рано или поздно на стандарт евро-6 переведут все новые автомобили, говорят эксперты, поскольку такие обязательства Украина взяла на себя перед ЕС. По предварительным подсчетам участников рынка, модели авто с евро-6 будут дороже аналогичных с евро-5 примерно на 500-1 500 евро.
«Продукты немного видоизменятся по агрегатной базе, комплектациям и подорожают. Любое повышение цен ведет к сокращению продаж. У покупателя всегда есть выбор покупать автомобиль у известного дилера с поддержкой, гарантией, возможностью замены некачественного товара или купить технически сложный продукт, которым является автомобиль, и месяцами не покидать СТО в надежде найти причины неисправностей и в ожидании запасных частей, которые на украинский рынок пока не поставляли», – заметил нам пресс-секретарь департамент маркетинговых коммуникаций корпорации УкрАвто Дмитрий Скляренко.