• Посилання скопійовано

Чим обернувся для малого та середнього бізнесу закон про трансферне ціноутворення

Закон про ТЦ, нехай тимчасово, але розв'язав руки малому і середньому бізнесу при формуванні бази оподаткування ПДВ та податку на прибуток

Чим обернувся для малого та середнього бізнесу закон про трансферне ціноутворення

Закон о трансфертном ценообразовании ужесточил требования к ценам при операциях со связанными лицами. Закон установил порог контролируемых операций в размере 50 млн гривень в год на каждого контрагента. То есть все операции, которые в сумме не дотягивают до этой цифры, контролируемыми не являются. Значит малого и среднего бизнеса это не касается, так как оборачиваемые суммы там значительно меньше — для таких операций применялись обычные цены. Но закон о ТЦ также внес некоторые изменения и в порядок применения обычных цен для операций, которые не признаются контролируемыми. Из некоторых статей НК понятие "обычная цена" просто исчезло, и это можно использовать в своих интересах.

Налог на прибыль и НДС

До 1 сентября расчет базы налогообложения операций со связанными лицами, а так же с неплательщиками налога на прибыль регулировался ст.153.2 НК. Так, доход, получаемый от продажи товаров или предоставления услуг, определялся соответственно с договорными ценами, но эти цены не могли отличаться от обычных больше чем на 20%. После принятия закона о ТЦ на месте ст. 153.2 осталась только ссылка на ст 39. Но данная статья регламентирует порядок ценообразования в контролируемых операциях (которые, повторим, превышают 50 млн гривень). А значит, база налогообложения рассчитывается исходя только из договорных цен.

Для учета налога на прибыль обычные цены применяются всего в нескольких случаях: бесплатно полученные услуги и товары, затраты на страхование, доходы от продажи земли и недвижимости, доходы от бартерных операций. "Все это не касается повседневных операций и позволяет применять договорные цены, в том числе со связанными лицами", — говорит Дмитрий Михайленко, юрист.

То же самое касается начисления НДС при поставке товаров или услуг. Ранее ст. 188 предполагала, что база налогообложения рассчитывается из договорных цен, но не ниже обычных. Сейчас это касается только контролируемых операций — договорные цены ничем не ограничены.

Что это дает?

Александра Федак, управляющий партнер Киевского центра поддержки и развития бизнеса, объясняет: если "точка входа" для контроля цены операции — 50 млн грн в год, то импортеры могут спокойно продавать товар ниже таможенной стоимости всевозможным ФЛП на едином налоге до указанного предела (ст 153.2 больше не действует). Кроме того, открываются возможности продажи остатков товаров по символической стоимости (с уценкой) — например, по 1 грн. При уценке товара сумма расходов не изменяется, поэтому в бухучете в себестоимость попадет только 1 грн, а в налоговом учете — реальная цена. Доказывать обоснованность той или иной цены по идее больше не нужно. "Кроме того, можно арендовать 100 кв.м площади на Печерске у ФЛП за 100 грн в год или грузовики стоимостью по полмиллиона каждый — по 100 гривень в месяц. Посмотрим, конечно, как это будет работать, но если читать закон буквально — то до 50 млн грн руки развязаны".

По мнению Виктора Невмержицкого, партнера по налогам консалтинговой компании, хотя требований по документам для операций, которые не являются контролируемыми, нет, но понятие обычной цены есть, и налоговая будет исходить из рыночной цены при проверках: "Это возможности для самых безбашенных, потому что, занижая цены, вы рискуете нарваться на проблемы с налоговой. Она не даст этим воспользоваться".

Однако, согласно ст. 14.1.71 НК, обычная цена — это цена, указанная в договоре, и если не доказано обратное, то она считается соответствующей рыночной. Исключение, опять же — контролируемые операции. А доказать обратное, уверяет Александра Федак, очень трудно: "дело в том, что проблема обычных цен при проверках возникала тогда, когда ничего не другого найти не удавалось. Но даже если до этого доходило, налогоплательщики предъявляли экспертизу стоимости, конкурсы и тому подобное — существует масса способов доказать "рыночность" цены".

"Справедливая рыночная цена" для всех

Такой разгул Миндоходов решили сразу пресечь — уже 9 сентября на портале министерства был опубликован законопроект, которым планируется ввести понятие "справедливая рыночная цена". Как объясняет Константин Карпушин, глава группы трансфертного ценообразования КПМГ в Украине, справедливая рыночная цена согласно проекту будет применяться ко всем остальным операциям, которые не дотягивают до порога контролируемости или вовсе осуществляются с несвязанными лицами. "Однако если прочитать определение справедливой рыночной цены, приведенное в законопроекте, легко понять, что это та же самая цена, с которой предлагается сравнивать свои цены налогоплательщикам, осуществляющим контролируемые операции", — говорит Карпушин. Он так же не исключает, что и сама методология расчета будет применяться та же, что и для контролируемых операций, то есть исходя из диапазона рыночных цен на сопоставимые товары. Фактически это означает, что абсолютно все операции будут контролируемыми.

Так или иначе, законопроект еще даже не поступил в парламент. По словам Дмитрия Михайленко, он не был поддержан в Госкомпредпринимательстве, где его назвали "несоответствующим реалиям отечественного рынка" в части механизма определения цен. Кроме того, в ведомстве заметили, что в предложенном налоговиками проекте последнее слово в определении цены должно было оставаться за министерством. То есть принцип, согласно которому налогоплательщик доказывает свою невиновность, а не госорганы — виновность, предлагалось закрепить в законодательном порядке. С этим комитет не согласился.

Рано или поздно Миндоходов вернется к вопросу справедливых рыночных цен, но пока механизма ценообразования нет, нет и требований, а следовательно, никаких ограничений. Этим можно пользоваться в разумных пределах, главное — это грамотно составленный договор, причем составленный письменно и вовремя.

Джерело: Діло

Рубрика: Держрегулювання/Підприємництво

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Підприємництво»