Налоговые инициативы правительства — это набор популистских заявлений, которые привлекательно звучат на первый взгляд, но не соответствуют интересам бизнеса. К такому выводу пришли участники круглого стола "Налоговая реформа: преимущества для бизнеса".
Проект налоговой реформы предполагает сокращение количества налогов до 9, снижение ставки единого соцвзноса и определения базы налогообложения налогом на прибыль по стандартам МСФО, скорректированным на три вида налоговых разниц. Эта концепция еще находится в стадии обсуждения, но Кабмин ждет ее появления в Парламенте в начале сентября. На этот же период профильный комитет перенес рассмотрение еще одного нововведения — проекта о создании Службы финансовых расследований.
По словам замминистра финансов Дениса Фудашкина, в разработке всех этих проектов принимали участие представители МЭРТ, Министерства финансов, всей большей аудиторской четверки, ученые и эксперты. Хотя Оксана Продан, замглавы налогового комитета Парламента уточнят, что в Минэкономики и в Минфине работали две отдельные рабочие группы, а Яценюк в итоге представил какое-то третье видение, не согласованное ни с одной из групп. И это видение не дает бизнесу никаких преференций.
Сокращение количества налогов
Продан отмечает, что сокращение количество налогов — не означает упрощения налоговой системы. В пример, она привела экологический налог, который после унификации стал еще сложнее. Людмила Рубаненко, налоговый эксперт Международного центра перспективных исследований считает, что с введением единого рентного платежа будет та же история, так как база налогообложения в этом случае тоже разная: сбор за специальное использование воды определяется объемом воды, радиочастот — шириной полосы, леса — кварталами леса. "Объединение в один платеж леса, воды и радио — это имиджевый шаг для улучшения позиций Украины в рейтинге Doing Business, налоговый кодекс от этого тоньше не станет, и отчетность фактически не изменится", — говорит Рубаненко.
Налог на прибыль
Согласно проекту, база налогообложения определяется по результатам бухучета по МСФО, скорректированным на "незначительное количество налоговых разниц". При этом Юлия Дроговоз, глава комиссии Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) по вопросам экономической политики, отмечает, что в "незначительное количество" входит самая существенная из них — разница по амортизации. Фудашкин возразил, что амортизационная разница существует во всех странах, и отменить ее нельзя, но заверил, что проект исключает двойной учет, к тому же позволяет плательщику самостоятельно устанавливать срок амортизации.
Кроме того, концепция предлагает единый отчетный период — квартал, в том числе для администрирования налога на прибыль предприятий. Согласно действующей редакции НК базовым налоговым периодом является год. По словам Людмилы Рубаненко, бизнес добивался годовой отчетности, так как финансовый результат можно оценить часто только в годовом измерении, особенно если бизнес имеет сезонный характер. Рубаненко уверена — возвращение к квартальной отчетности — это шаг назад и лишние трудозатраты.
Льготы для аграриев
По плану, предприятия аграрного сектора, чья выручка не превышает 20 млн гривень в год, а земельный фонд — 3 тыс. гектаров, могут остаться на существующей льготной системе налогообложения, остальные же должны перейти на общую систему. По словам замминистра финансов, по показателю выручки под общую систему попадают около 10% сельхозпредприятий, а по показателю земли — 3,4%. Логика министерства в том, что это достаточно крупные компании, которые в состоянии платить налоги. С одной стороны — очевидно, что наша налоговая система перегружена льготами. С другой — льготы позволили нашим аграриям вывести страну на третье место по экспорту зерновых. "Они дают самую большую валютную выручку, больше чем металлургия и машиностроение. Зачем вы вообще лезете к ним в карман?", — негодует Илья Несходовский, руководитель профильной группы "Реанимационного пакета реформ". Он убежден, что отмена льгот для крупных экспортеров, прежде всего, лишит Украину конкурентных преимуществ.
ЕСВ и дефицит пенсионного фонда
Эксперты уже подсчитали, что при прогрессивной шкале НДФЛ снижение ставки соцвзноса на каком-то этапе нивелируется, и при любом из предложенных вариантов все равно оставляет нагрузку на фонд оплаты труда самой высокой в Европе. Министр экономики Павел Шеремета считает, что снижать ставку нужно по человечески, то есть так, чтобы снижение ощутил бизнес. Так считает и глава ГФС Игорь Билоус. Но Минфину нужно наполнять пенсионный фонд. В ГФС уверены — если будем вечно оборачиваться на потребности пенсионного фонда, реформ не получится.
В то, что такое снижение ЕСВ выведет зарплаты из тени, мало кто верит. Президент ИГ "Универ" Тарас Козак предлагает посмотреть на проблему с другой стороны — дефицит пенсионного фонда нужно уменьшать за счет сокращения расходов. Он обратил внимание на то, что в Украине более 20 млн разного рода льготников, а количество пенсионеров уже превысило количество работающих людей. "Значит, каждый работающий человек должен обеспечить себя, свою семью и одного пенсионера. При этом значительная часть работающих — это чиновники, которые не создают никакой добавленной стоимости".
Несходовский отметил еще один ресурс для сокращения дефицита ПФ: "почему у нас такое количество льготных категорий граждан, которые выходят на пенсию в 35-45 лет? Почему так рано уходят на пенсию налоговые инспектора? Это что за работа у них такая тяжелая?". Фудашкин соглашается — на сегодняшний день 17% пенсионеров имеют спецусловия, и "нужно искать пути решения этой проблемы".
Спецсчета по НДС
Оксана Продан рассказывает, что многие голосовали за этот проект "с отвращением", так как премьер пообещал — детали будут доработаны. Главная претензия бизнеса к электронному администрированию НДС — замораживание пятой части оборотных средств на спецсчетах. Кроме того, Ольга Богданова, член палаты налоговых консультантов отмечает, что в законе нет механизма учета переплат НДС и отрицательных значений в декларациях на конец года (закон вступает в силу с 1 января 2015 года). Дмитрий Сушко, управляющий партнер PSP, считает, что в этом вся суть идеи — отсечь все, что было до 1 января — с начала года минусами и переплатами уже напрямую не воспользоваться. И бизнес, чтобы иметь право выписывать налоговые накладные, будет вынужден платить оборотными средствами.
Электронное администрирование НДС было представлено правительством как механизм, который должен уничтожить коррупционные схемы при возмещении НДС. Но Александра Томашевская, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, уверена, что ничего невозможного нет: "теневые схемы активизируются, НДС-счета — это просто повод пораскинуть мозгами".
Ликвидация налоговой милиции
Концепцию единого органа по борьбе с экономическими преступлениями продвигал нынешний глава налоговой милиции Александр Хоменко. Кабмин устроил идее рекламную кампанию, слоганом которой стала "ликвидация налоговой милиции", так как это звучит очень привлекательно для бизнеса. Однако, по факту, то, что предлагается — это усиление налоговой милиции за счет полномочий соответствующих отделов СБУ, МВД и Госфининспекции и отделение этого карательного супероргана от любого из министерств в самостоятельную структуру. По мнению Тараса Козака, создание СФР увеличит возможности и полномочия налоговой милиции, при этом не добавляя ни ответственности, ни механизмов контроля работников. "Про борьбу с коррупцией в других ведомствах там говорится, а про внутреннюю коррупцию — нет. Коррупция в СФР не предусмотрена, как будто туда придут не вчерашние сотрудники налоговой милиции, а люди с кристально чистой совестью", — говорит он.
В целом, как бизнес, так и аналитики не видят в налоговой реформе ничего революционного. Она не делает ведение бизнеса проще, не поддерживает малый бизнес и ни одним своим положением не стимулирует приток инвестиций.