Кто такой конечный выгодополучатель?
Конечный выгодополучатель юридического лица – это физическое лицо, которое независимо от формального владения имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно или через других лиц одним из приведенных ниже способов:
- путем реализации права владения или пользования всеми активами или их значительной частью;
- путем реализации права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования, а также совершения правочинов (сделок), которые предоставляют возможность определять условия хозяйственной деятельности, давать обязательные для выполнения указания или выполнять функции органа управления.
Также конечным выгодополучаталем будет считаться физическое лицо, которое имеет возможность осуществлять влияние путем прямого или опосредованного (через другое юридическое или физическое лицо) владения одним лицом самостоятельно или совместно со связанными физическими и/или юридическими лицами долей в юридическом лице в размере 25 или более процентов уставного капитала или прав голоса в юридическом лице.
При этом конечным выгодополучателем не может быть лицо, являющееся агентом, номинальным держателем (собственником) или же являющееся лишь посредником относительно такого права.
Установление и обработка сведений о конечных выгодополучателях
В соответствии со статьей 64-1 Хозяйственного кодекса Украины предприятия, кроме государственных и коммунальных, обязаны устанавливать своего конечного выгодополучателя, регулярно обновлять и сохранять информацию о нем, а также подавать ее госрегистратору. Соответственно, расширен перечень сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (далее – ЕГР). Кроме сведений об учредителях юридического лица в ЕГР будет содержаться такая информация:
- информация о конечном выгодополучателе юрдического лица, в том числе конечном выгодополучателе его учредителя, если таким учредителем является юридическое лицо;
- информация о структуре собственности учредителей – юридических лиц (кроме определенных категорий), которая дает возможность установить физических лиц – собственников существенного участия этих юридических лиц.
Соответствующие данные для внесения в ЕГР будут включаться в реестр государственным регистратором на основе регистрационных карточек, подаваемых юридическим лицом. Причем в соответствии с заключительными и переходными положениями анализируемого нормативного акта, юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Закона, должны будут в течение шести месяцев подать государственному регистратору сведения о своем конечном выгодополучателе, в том числе конечном выгодополучателе учредителя (если таким учредителем выступает юридическое лицо).
Юридическая ответственность
За невыполнение требований законодательства об установлении и информировании государственного регистратора о конечных выгодополучателях ст.166-11 КУоАП предусмотрен штраф в размере 17000 – 34000 грн. Штраф налагается на руководителя или другое лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица (исполнительный орган).
Конечная цель – деофшоризация?
Ключевой задачей принятия закона было создание механизма выявления физических лиц, которые являются конечными выгодополучателями (реальными собственниками) компаний, зарегистрированных в Украине. Не секрет, что «нерезидентные» схемы работы, в том числе связанные с выводом капитала за рубеж, обеспечением анонимности владения бизнесом или активами, минимизацией налогов, предполагают создание или приобретение компании в оффшорной юрисдикции или юрисдикции, которая является таковой фактически. Указанные схемы часто сопровождаются использованием сервиса наемных директоров или учредителей (номинальный сервис), созданием «цепочек» компаний-учредителей, которые «теряются» в одной из юрисдикций, благоприятной для сокрытия информации о фактическом собственнике.
С момента вступления Закона в силу юридические лица, зарегистрированные в Украине, должны будут раскрывать своего настоящего владельца, даже если к нему ведет длинная «цепочка» компаний-нерезидентов.
Удастся ли Правительству обеспечить ожидаемую прозрачность ведения бизнеса и владения активами в Украине? Частично – да. Но те бизнес структуры, которые настойчиво желают скрыть информацию о своих хозяевах, смогут сделать это с использованием все того же сервиса оффшорных компаний. Указанный сервис станет сложнее, частично будут пересмотрены схемы владения бизнесом и популярные оффшорные юрисдикции. В частности, задействоваться будут юрисдикции, не обеспечивающие обмен информацией с Украиной, качественный номинальный сервис, трастовые соглашения.