2013-й — это уже четвертая госказна авторства последнего правительства Николая Азарова. Придя к власти в начале 2010-го, представители Партии регионов получили страну, начавшую новый год без государственной казны. Собственно, Бюджет-2010 был принят уже с подачи этого правительства лишь 26 апреля, что стало опять же рекордом для Украины. Кроме того, первый бюджет Азарова в экспертной среде назвали самым критическим за 19 лет независимости Украины. Прошло менее трех лет, и уже этот «статус», в высказываниях экспертов, перешел в новый бюджет 2013 года.
И в самом деле, условно «первый» и «последний» бюджеты Азарова очень похожи стремлением «сэкономить» на социальных расходах и вложениях в реальную экономику. При этом сохраняются, а в отдельных статьях даже увеличиваются дотации на обслуживание руководящего аппарата государства и силового сектора.
Но бюджет 2013-го побил еще один рекорд — по размеру государственного дефицита. Он составляет 50,4 миллиарда гривен, или же 3,2% ВВП. В последний раз такая большая дыра в государственном кармане была в 2010 году — 54 миллиарда гривен. Правда, тогда Азаров объяснял подобный показатель ошибками правительства Тимошенко во время «внутренней борьбы» с последствиями мирового кризиса. А потому сокращение дефицита в бюджете 2011 года до 35 миллиардов гривен Азаров причислял чуть ли не к личному достижению. Очевидно, эффект был временного действия. Ведь уже со следующего года дыра опять стала расти.
Чтобы хоть как-то залатать карманы, правительство надеется позаимствовать 135 миллиардов гривен, что фактически должно обеспечить более трети (37,49%) доходной части госбюджета. Интересно, что и в 2010-м государственную казну латали тем же методом. Правда, тогда «заняли» почти столько же, сколько сами «заработали», — заимствования бюджета 2010-го составляли 40,25% доходной части.
ДОХОДЫ — НЕПОСИЛЬНЫЙ РУБЕЖ
Наиболее заметно бюджет 2010-го и 2013-го отличается в доходной части. Если три года назад правительство надеялось насобирать налогов на 190,6 миллиардов гривен, то теперь значительно подкорректировало свои оценки возможности фискальной системы. Поэтому в 2013-м налоговые поступления, как запланировало правительство, должны составить 300,7 миллиардов гривен. Хотя в беседе с «Днем» не на диктофон рядовой налоговый инспектор, услышав о таком «плане», огорчился. Мол, придется попрощаться с работой. Потому что «начнутся такие планы», которые нереально будет выполнить. По словам нашего собеседника, фактически весь бизнес, работающий в Украине, уже оплатил все налоги авансом на год вперед (!).
Невзирая на то, что Азаров указывал на то, что новый бюджет сохранит «тенденции экономического роста», цифры свидетельствуют о другом. Плановые доходы бюджета 2013 уменьшатся на 12 миллиардов гривен по сравнению с бюджетом 2012 года, а рост ВВП сократится на 0,5% по сравнению с 2012 годом и на 0,3 % с «антикризисным» 2010-м.
Большую надежду правительство Азарова возлагает и на кредиты МВФ. Но одним из главных условий их получения является увеличение цены на газ для населения, которое, в свою очередь, приведет также к увеличению доходов в казну.
Рекламируя Бюджет-2013 года, Азаров подчеркивал его особую бережливость. Но не изменяя хорошо знакомым с 2010 года правилам экономии, правительственные чиновники хорошо поработали «ножницами» над расходами на социальные сферы, почти в два раза уменьшив дотации на развитие науки. Страдает культура — при общем росте сметы Министерства культуры, режутся такие статьи, как кино и музеи, финансирование которых за последние четыре года уменьшили в десять (!) раз.
Критическая ситуация складывается и в агропромышленном комплексе, которому сократили дотации на 2 миллиарда гривен по сравнению с 2012 годом. Министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк уже заявил, что будет инициировать пересмотр в январе-феврале принятого государственного бюджета на 2013 год в части финансирования основных программ поддержки сельхозпроизводителей.
Кроме того, от экономии пострадает и пассажирский транспорт, где льготный проезд недофинансирован на один миллиард и может покрыть лишь две трети расходов. Однако на четыре миллиарда гривен (до 13,5 миллиардов гривен) увеличено финансирование на строительство и реконструкцию дорог по сравнению с 2012 годом. Это, в свою очередь, отвечает стратегии президента Виктора Януковича, который на днях заявил, что в новом году экономика будет подниматься благодаря активизации построения инфраструктурных проектов.
КИЕВ ВПЕРВЫЕ ЗА МНОГИЕ ГОДЫ ИЗ ГОРОДА-ДОНОРА СТАНОВИТСЯ ДОТАЦИОННЫМ ГОРОДОМ
Критической проблемой Бюджета-2013 являются местные бюджеты. Дефицит финансовых ресурсов городов будет составлять 24,7%, то есть почти 30 миллиардов гривен.
«На последний квартал 2013 года работники бюджетной сферы городов и других населенных пунктов не обеспечены зарплатой, отсутствуют средства для оплаты коммунальных услуг и расчетов за энергоносители», — сообщили в Ассоциации городов Украины. А вот с местных бюджетов крупных городов «дань» в госбюджет выросла на 45% (!). И это при том, что во всех этих городах на конец 2012 года не выполняется доходная часть бюджета, а показатели доходов, со слов самих же мэров, на 2013 год являются завышенными.
Также, на 2013 год правительство выделило всего 1,34 млрд гривен на социально-экономическое развитие отдельных городов, что на 2,8 млрд гривен меньше соответствующего показателя 2012 года. При этом, почти 50% этой суммы направлено на Донбасс: 30% (400,6 миллионов гривен) — в Донецкую область; 16,3% (218 миллионов гривен) — в Луганскую область. В то же время, в Киев направлено лишь 11 миллионов гривен (0,8%), в Винницкую область — 2 миллионов гривен (0,2%), Волынскую область — 9 миллионов (0,7%), Черновицкую и Хмельницкую области — по 5 миллионов гривен (0,4%), Ивано-Франковскую — 8 миллионов гривен (0,6%).
Нонсенсом является ситуация со столицей, которая впервые за многие годы превратится из города донора в дотационный город. Виной является направление 50% налогов на доходы физических лиц по городу Киеву в Госбюджет.
Кроме того, из-за дефицита 12 миллиардов гривен на финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства, абсолютно не обеспечены расходы на лифтовое хозяйство, реконструкцию общежитий, улучшение качества воды, переоснастку и капремонт домов, в которых создаются ОСББ, замену и капремонт тепловых сетей, мероприятия по энергоэффективности и энергосбережению и многие другие программы. Также не профинансирована Государственная целевая программа поддержки социально-экономического развития малых городов на 2011—2015 годы.
Между тем, финансирование Генпрокуратуры увеличено до 3,2 миллиардов гривен, что больше чем в два раза превышает показатель 2010 года и на 29% больше, чем в 2012 году. Дотации СБУ выросли более чем на миллиард гривен по сравнению с 2010 годом (до 3,4 миллиардов). А Министерство внутренних дел получит почти на 6% больше по сравнению с 2012 годом — 15 миллиардов гривен. Почти в два раза за последние три года увеличили финансирование судебной системы — до 4,3 миллиардов. В то же время, в новом бюджете снизили расходы на Министерство обороны.
Интересно, что уменьшая расходы на социальную сферу и бюджетообразующие отрасли, власть активно дотирует силовой сектор. От кого и почему власть строит оборону? А возможно, чтобы собрать с экономики те ожидаемые триста миллиардов гривен, понадобятся «дополнительные» силы?
Алла Дубровык, Виталий Селик