В пояснении к документу говорится, что объем теневой экономики составляет 30-50% ВВП. По словам автора законопроекта нардепа Григория Смитюха (ПР), в европейских странах, которые проводили подобные кампании, увеличились поступления в бюджеты всех уровней и выросли легальные зарплаты.
Согласно законопроекту, легализировать предлагается валютные и гривневые сбережения, причем как наличные средства, так и безналичные. Объектами легализации также могут стать ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, в том числе объекты за границей, за которые не были уплачены налоги и другие обязательные сборы.
Исключение составляют лишь доходы, полученные преступным путем.
Ответственность за легализацию доходов предложено возложить на Министерство юстиции, которое будет принимать декларации от граждан, в том числе проживающих за границей. Законопроект предусматривает, что государство не будет требовать от граждан сообщать об источниках легализируемых доходов.
Минюст должен будет определить перечень лиц, которые получат доступ к декларациям о доходах. Они будут нести персонифицированную ответственность за разглашение информации, вплоть до тюремного заключения сроком до пяти лет. Министерство также должно в течение десяти дней с момента принятия декларации выдать свидетельство о легализации доходов.
За этот документ физлица и юрлица будут вынуждены заплатить единоразовый платеж в размере 1 % стоимости всех легализируемых доходов. Авторы документа прогнозируют, что в год легализации госбюджет дополнительно получит от 3 миллиарда гривен до 3,5 миллиарда гривен.
По оценке Смитюха, поступления в бюджеты всех уровней в результате легализации сохранятся за счет увеличения базы налогообложения и прироста будущих доходов граждан, а также повышения их налоговых обязательств.
Эксперты признают, что предложенная идея не лишена смысла. Однако документ еще слишком сырой и требует доработки в комитете особенно в части объектов легализации. В комитете по вопросам налоговой и таможенной политики предпочли не комментировать законопроект до его рассмотрения.
Партнер юридической компании Татьяна Кузьменко напоминает, что подобного рода попытки уже предпринимались ранее.
“Еще президент Кучма организовывал годовые акции по легализации доходов, но массового распространения это не получило. Кто хотел легализоваться – сделал это, кто не собирался становиться публичной личностью, тот и не стремился к легализации, – считает юрист.
По ее мнению, многие из тех, кто хотел бы легализировать свои доходы в Украине, не делают этого из-за отсутствия действенной защиты имущественных прав. “Любая смена политического курса может поставить под удар даже легализированное имущество”, – отметила эксперт.