• Посилання скопійовано

Що готує українцям новий Держбюджет

Що припускає черговий перегляд бюджету, хто і скільки недоотримає, і на що пустять зекономлені кошти

Многострадальные изменения в Налоговый кодекс и Госбюджет, из-за которых премьер-министр Арсений Яценюк громко «хлопал дверью» и угрожал покинуть свой пост,  таки были проголосованы Радой, подписаны президентом и вступили в силу 3 августа. Что же предполагает очередной пересмотр бюджета, кто и сколько недополучит, и на что пустят сэкономленные средства?

Основные новации

Из основных новшеств принятых законопроектов – «военный сбор» с фонда оплаты труда в размере 1,5%, который нужно будет уплачивать с любых премий, денежных поощрений, а также с выигрыша в лотереи. В правительстве ожидают пополнить за счет этого сбора бюджет на 2,9 млрд грн. Военный сбор ввели, правда, войну  пока официально никто не объявил, как и военное положение. Еще одним, вполне стандартным методом пополнения государственной казны в период кризиса, которым в Украине пользуются уже давно и успешно, является увеличение ставок акцизного налога. На этот раз на 5% увеличена ставка акциза на табачные изделия. Планируется, что от «налога на вредные привычки» в этом году бюджет получит 32 млрд грн.

Ввели, в итоге, и налог на доходы по депозитам. Действовать он начнет с 1 августа, со ставкой в размере 15%. От налога на депозитные доходы планируют выручить еще 3 млрд грн. Вышеописанные меры помогут привлечь дополнительно около 6 млрд грн с населения, и это без учета того, что правительство планирует на 6,2 млрд увеличить доходы бюджета от НДФЛ, которые в новой редакции закона ожидаются на уровне 14,2 млрд грн.

Что же касается предприятий, то тут Кабмин избрал тактику «точечных» ударов по отдельным бизнесам. Так, до 1 января 2015 года повысили ренту на добычу железной руды с 5% до 8%, нефти - с 39% до 45%, газа из залежей до 5 км - с 28% до 55%, газа из залежей более 5 км - с 15 % до 28%. От повышения платы за пользование недрами рассчитывают получить дополнительно 4,6 млрд грн (в первом варианте законопроекта эта цифра должна была составить 9 млрд, но тогда Рада «провалила» проект Кабмина). В остальных же сферах Кабмин наоборот решил не «выжимать» деньги из бизнеса, и в новой редакции бюджета доходы от налога на прибыль предприятий снизились на 2,8 млрд грн, а от НДС – почти на 8 млрд грн. Также планируют привлечь дополнительно 63 млрд грн за счет внутренних заимствований.

В целом же, доходная часть нового Госбюджета увеличилась на 4,8 млрд грн.

Кто недополучит, и на что потратят

В новом варианте бюджета финансирование урежут практически всем профильным министерствам и ведомствам (см. инфографику). Наиболее ощутимым это сокращение будет для Пенсионного фонда (-2 млрд грн), Минсоцполитики (-2,1 млрд грн) и Минэнерго (-1 млрд грн). Правда, в правительстве утверждают, что пересмотр бюджета никак не скажется на выплате пенсий и выполнении Пенсионным фондом своих обязательств, а 2 млрд грн для него планируют изъять из Фондов соцстраха. Что касается Минэнерго, то здесь сокращение связано с тем, что на 1 млрд грн – до 11,67 млрд грн – урежут государственную программу поддержки угольных предприятий. Официальная причина – рост цен на угольную продукцию, и оптимизация расходов в структуре себестоимости.

Урезали в новом бюджете на 70% и расходы по обеспечению деятельности центральных органов власти. За счет этого сэкономят 0,6 млрд грн. Сократили и расходы на оплату труда нардепов на 30,8 млн грн. Размер фонда ежегодной разовой помощи ветеранам войны и жертвам нацистских преследований уменьшился на 49,4 млн грн, правда, причина в том, что количество оных тоже уменьшилось. Одними из немногих министерств, финансирование которых не было урезано, оказались МИД и Минэкономики.

Естественно, вырученные путем пересмотра бюджета средства, правительство планирует пустить на нужды армии. На финансирование АТО, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, переселение беженцев и восстановление объектов инфраструктуры выделили 11 млрд грн. Также планируют выделить  343 млн грн на программу частичной компенсации процентных ставок (в размере 9%) по кредитам на осуществление инвестпроектов. Планируется, что это позволит привлечь дополнительно около 15 млрд грн. Пополнили на 1,8 млрд грн и бюджет столицы.

Парадоксы бюджета

Не обошлось в новом бюджете и без казусов. И если некоторые из них еще можно как-то объяснить, то над другими «голову ломать» можно долго.

В частности, на фоне серьезного сокращения расходов по многим статьям, Государственное космическое агентство получает дополнительных 326 млн грн. Казалось бы, какие космические проекты в условиях войны? И правда, никаких. Львиная доля почти трехмиллиардного бюджета агентства (2,66 млрд грн) уйдет на погашение кредитов, привлеченных под государственные гарантии для реализации проектов «Циклон-4» и «Создание Национальной спутниковой системы связи».

Абсолютно нелогичными в этой связи выглядит выделение 14 млн грн на функционирование Совета министров АРК, и 8 млн грн на функционирование Севастопольской госадминистрации. Планирует ли Яценюк отдать эти деньги Аксенову? И если так, то за какие заслуги? А если нет, то куда пойдут эти деньги, и зачем их вообще было выделять – вопрос открытый. Отметим, что эти статьи из бюджета не изъяли, а финансирование по ним сократили (см. инфографику).

По словам экономиста Бориса Кушнирука, в целом, изменения в Госбюджет внести было необходимо, но реалистичность выполнения нового главного финансового плана страны вызывает много вопросов. «Главная проблема нового бюджета – не реалистичность его выполнения с точки зрения доходной базы. Он рассчитывался исходя из показателя падения ВВП на 6%, хотя по моим прогнозам, этот показатель составит 8-10%. Доходная часть была спланирована некорректно, и есть риск того, что бюджет вновь не будет выполнен», - считает эксперт.

С ним согласен и Ильдар Газизулин, ведущий аналитик Института публичной политики. «Принятие этого бюджета было промежуточным решением. Есть высокие риски того, что бюджет этот по доходам выполнен не будет из-за ухудшения экономической ситуации в стране и роста затрат, связанных с проведением АТО», - говорит экономист. По его мнению, этот пересмотр бюджета может быть не последним в 2014 году, и по итогам 3 квартала правительство снова может пойти на корректировку главного финансового плана.

Джерело: Сьогодні

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»