Проект бюджета впервые за долгое время был подан и обнародован в законодательно установленные сроки. И в целом проект не вызывает особых нареканий у экспертов Института общественно-экономических исследований (ИОЭИ). Макроэкономические показатели, на основе которых рассчитан бюджет, называют "вполне реалистичными". Но есть в документе и откровенно слабые места.
1. Отсутствие четких приоритетов. Представляя бюджет, министр финансов Александр Данылюк назвал 10 приоритетов бюджетной политики: оборона и безопасность, увеличение финансирования на международную деятельность, социальная поддержка населения, образование, здравоохранение, развитие дорожной инфраструктуры, создание Фонда энергоэффективности, обеспечение поддержки АПК, поддержка культуры, децентрализация.
"Другими словами, в приоритете все. Мы бы советовали правительству сосредоточиться на 3-4 приоритетах. И эти приоритеты должны быть связаны с развитием страны. Если бы меня спросили, каким должен быть приоритет? Я бы сказал — инвестиции. Если не будет инвестиций, не будет роста. Не будет роста — не будет бюджета. Не будет бюджета — не будет социальных программ, финансирования медицины, образования, науки", — считает экс-заместитель министра экономики, член правления ИОЭИ Анатолий Максюта.
2. Непредсказуемые квазифискальные расходы. Бюджет предполагает возможность докапитализации банков и финансовой поддержки Фонда гарантирования вкладов. Но сумма, которую на эти цели готово потратить правительство нигде не фигурирует. Предсказать ее сложно.
"Если такая необходимость возникнет, то покрываться эти расходы будут путем выпуска ОВГЗ. Так как у Украины нет выхода на международные рынки капитала. То есть, Минфин будет привлекать деньги украинских банков, которые вместо того, чтобы финансировать экономику страны, вложатся в долговые бумаги страны. Не говоря уже о том, что это увеличит размер госдолга", — говорит эксперт по вопросам финансовой политики ИОЭИ Антонина Дешко.
3. Ненадежная приватизация. Показатель, который переходит из бюджета в бюджета — сумма доходов от приватизации. В 2017 году правительство вновь ожидает выручить 17,1 млрд грн от продажи госимущества, как и в планах на 2016 год. Напомним, по состоянию на 1 сентября фактические доходы от приватизации в 2016 году составили 0,059 млн грн.
"Как показывает практика предыдущих лет, показатели по доходам от приватизации, которые закладываются в бюджет, не выполняются. За счет чего будет покрываться дефицит? Опять за счет ОВГЗ", — объясняет Антонина Дешко.
Кроме того, отмечает эксперт, если уж государство рассчитывает заработать на приватизации, то эти деньги должны быть направлены на инвестиции, на конкретные проекты, которые в будущем смогут пополнять бюджет доходами, а не в общий котел бюджета "на проедание".
4. Мифическая спецконфискация. 10,5 млрд грн правительство рассчитывает привлечь в бюджет за счет спецконфискации. Эксперты называют этот источник дохода "непрогнозируемым" и "рискованным". Так как пока неизвестно, удастся ли взыскать это имущество у беглых чиновников. Не говоря уже о том, что соответствующий законопроект до сих пор не принят — Рада даже не смогла включить его в повестку дня.
"За счет доходов от конфискации планируют финансировать оборону и сельское хозяйство. Это очень недальновидно — ставить такие жизненно важные отрасли в зависимость от столь непрогнозируемого источника доходов", — считает заместитель директора ИОЭИ по вопросам развития Светлана Ковалевская.
5. Отсутствие бюджета развития. Доля расходов на экономическую деятельность составляет всего 6,9%. "Это очень мало. Развивающиеся страны вкладывают в развитии вдвое-втрое больше. Соответственно, они получают конкурентные преимущества", — отмечает Светлана Ковалевская.
Государственных инвестиционных проектов в бюджете на 2017 год указано всего шесть, а на их реализацию планируют потратить до 1 млрд грн. При чем, ни один из этих проектов не является инфраструктурным, не создает активы, на которых потом можно будет заработать, считают эксперты.
Что касается Фонда регионального развития, который был создан для инвестирования в инновационные региональные проекты, то в 2016 году он был профинансирован лишь частично. В 2017 году на ФРР планируют выделить 9 млрд грн. "Правда, 5 млрд из это суммы — это деньги от спецконфискации, рассчитывать на которые сложно", — говорит Светлана Ковалевская.
Не запланировано в бюджете никаких мер по стимулированию экспорта. "По большому счету, правительство просто рассчитывает на благоприятную макроэкономическую конъюнктуру", — говорит руководитель экономических программ Института общественно-экономических исследований Ярослав Жалило.
"В целом, бюджет-2017 практически полностью копирует структуру бюджета 2016 года. Хотелось бы говорить о бюджете, как о финансовом плане развития страны. На данный момент — это просто смета доходов и расходов страны. Но у правительства еще есть шанс исправить положение", — резюмирует Анатолий Максюта.
Елена Буруль