• Посилання скопійовано

Обіцяного три роки чекають: як Мінфін рятував бюджет від забаганок

Розглянемо, як зміниться бюджетний процес з 2018 року

Обіцяного три роки чекають: як Мінфін рятував бюджет від забаганок

Очередной бюджетный процесс стартовал. Правительство накануне приняло проект бюджетной резолюции на 2018 год.

Со дня на день появление документа ожидается в парламенте.

Пока Кабмин укладывается в сроки: по закону бюджетная резолюция должна быть подана на рассмотрение депутатов до 15 июня, - сообщает "ЕП".

 

Расходам установят потолок

Кабмин решил изменить подход к формированию документа и подготовил резолюцию по правилам среднесрочного планирования, то есть основные параметры бюджета (с акцентом на расходы) теперь рассчитаны на три года вперед, а не на год.

Подобная практика бюджетного планирования распространена во многих странах. В Новой Зеландии бюджетная резолюция составляется с 1994 года. Разработка документа — необходимый этап бюджетных процессов в Австралии, США и Кении.

Впрочем, для украинской системы госфинансов среднесрочное планирование бюджета также не ново. Подготовка проекта бюджета стартует с подачи ведомствами бюджетных запросов в Минфин, и эти запросы также рассчитываются на три года.

Сценарии макропрогнозов, которые из года в год разрабатывает Минэкономразвития, тоже рассчитываются на среднесрочную перспективу.

Главное новшество подготовленного Минфином проекта резолюции — "потолки" расходов для распорядителей бюджетных средств, которые устанавливается на три года.

Наличие этих ограничений может спасти бюджетный процесс от традиционных "торгов" и "хотелок", когда на этапе рассмотрения к ключевым участникам бюджетного процесса выстраиваются очереди "ходоков" из разных политических сил и бизнес-групп.

 

 
 Бюджетная политика

В своем видении бюджетного будущего Минфин исходит из того, что соцстандарты продолжат расти, а дефицит бюджета будет сокращаться.

План повышения минимальной зарплаты таков: с января 2018 года — 3 723 грн, с января 2019 года — 4 173 грн, января 2020 года — 4 425 грн.

Дефицит бюджета сократится с 2,4% ВВП в 2018 году до 2% в 2019 году.

Произойдут ключевые социальные трансформации: пенсионная реформа и реформа здравоохранения.

Увеличатся расходы Минздрава, с 56,8 млрд грн в 2017 году до 66,8 млрд грн в 2018 году, и Генпрокуратуры, с 5 млрд грн до 6,8 млрд грн. Расходы на Минобразование останутся на уровне 52,8 млрд грн.

Затраты государства на Минсоцполитики могут и вовсе уменьшиться: со 151,9 млрд грн в 2017 году до 150,8 в 2018 году. Ранее в Кабмине объясняли это тем, что пенсионная реформа позволит не увеличивать в 2018 году дотацию Пенсионному фонду.

Расходы на МВД и оборону на три года наперед запланированы в объеме 5% ВВП или 19% доходов госбюджета.

"Конкретное распределение по МВД и Минобороны нам должен дать Совет нацбезопасности и обороны. Мы ждем, когда они пришлют свои расчеты", — объяснил ЭП министр финансов Александр Данылюк.

"Не подавали еще. Не ранее середины июля сведем", — уточнил ЭП министр внутренних дел Арсен Аваков.

 

Налоговая политика

В своей налоговой политике Минфин предложит правительству сделать ставку на ряд мероприятий. Первое — создать Службу финансовых расследований, второе — запустить годами обещанное всеобщее декларирование, третье — снизить налоговою нагрузку на зарплату.

Главная ожидаемая новация в администрировании — создать единый налоговой счет для бизнеса. Рассматривается вариант его запуска на базе электронного кабинета плательщика. Также в правительстве планируют за это время унифицировать отчетность по ЕСВ и НДФЛ.

Согласно проекту резолюции, в следующие три года налогоплательщиков ждет повышение акцизов, экологического налога и ренты на уровень инфляции. Официально представители рынка и Минфина пока говорят только об индексации. Она же и заложена в Налоговом кодексе.

"Обязательства Украины по гармонизации ставок акцизного налога для табачных изделий к минимальному уровню в ЕС (90 евро за 1 тыс штук) предполагают их более существенное повышение", — объясняет директор отдела корпоративных вопросов и коммуникаций компании "JTI Украина" Александр Когут.

По его словам, индустрия подготовила свои расчеты по гармонизации ставок, исходя из двух факторов: подобного опыта других стан и экономической ситуации в Украине.

"Согласно этому предложению ставки акциза должны расти на 20% ежегодно в течение 8-13 лет в зависимости от уровня девальвации гривни. Это предложение было представлено Министерству финансов", — отметил эксперт.

По словам Когута, Минфин поддерживает повышение специфической и минимальной ставок акциза без изменения адвалорной.

"Пивоваренная отрасль всегда поддерживала практику ежегодного пересмотра ставок согласно инфляции, и такой вариант был бы приемлем для нас. Предложенное повышение соответствует политике прогнозируемости и экономической обоснованности, в отличие от спонтанных и неоправданных повышений, как это было несколько лет подряд", — отмечает старший директор по корпоративным отношениям компании Carlsberg Ukraine Евгения Поддубная-Смирнова.

В разговоре с ЭП Данылюк уверил: свыше индексации на инфляцию по части ставок пока ничего не планируется. При этом, по информации источников ЭП, в стенах правительства все же обсуждается более резкое повышение акцизов, в том числе на табачные изделия.

 

Местные спорят за дотации

Бюджетные отношения между центральной и региональными властями ждет новый виток перемен. Многие из этих новшеств уже стали предметом споров между Минфином и представителями регионов.

Так, за малопонятной формулировкой "уменьшить диспропорции в налоговой состоятельности местных бюджетов через механизм горизонтального выравнивания" скрывается желание отменить дотацию из казны в размере 2 млрд грн на покрытие бюджетных диспропорций.

По словам исполнительного директора Ассоциации городов Украины (АГУ) Александра Слобожана, за изменением формулы кроется норма, что объем изъятий из местных бюджетов в пользу государственного увеличится в три раза.

Во всей бюджетной децентрализации главное — формула, поэтому ее изменение — критический момент. Действующая формула, по словам Слобожана, предполагает стимулирование бюджетов-доноров к увеличению своих поступлений и одновременно требует от бюджетов-реципиентов улучшения своих показателей для меньшей зависимости от госбюджета.

"Сейчас, судя по риторике Минфина, есть риск, что мы вернемся к периоду, когда будет действовать принцип: чем больше зарабатываешь, тем больше у тебя забирают, и чем хуже ты работаешь, тем больше госбюджет тебя дотирует", — объясняет эксперт.

Изменение формулы по такому принципу, по его словам, замедлит процесс бюджетной децентрализации и темпы создания объединенных общин.

Частично отрицательная тенденция по местным бюджетам отображена в расчетах Минфина.

В следующие три года темпы прироста средств местных бюджетов замедлятся. Если в 2018 году их ресурс по сравнению с 2017 годом увеличится на 16%, то в 2020 году по сравнению с 2019 годом — всего на 3%.

Тариф на оплату первичной медпомощи также стал предметом дискуссий.

"Предложенный единый национальный тариф не в состоянии обеспечить минимальный уровень медпомощи гражданам. Последнее станет возможным, если установить тариф на уровне минимум 500 грн в 2018 году и 1 тыс грн в 2019 году", — говорится в выводах АГУ.

Появление этого тарифа предусмотрено законопроектом о реформе здравоохранения. Речь о том, что стоимость определенных медицинских услуг и лекарств будет покрываться из госбюджета по унифицированной ставке.

В свою очередь, Минфин пока настроен категорично.

"Да, мы видим неравномерность. Для некоторых городов 60% поступлений от налога на доходы физлиц это много, и город откладывает свои средства на депозиты в банках. Для кого-то — мало, и не хватает на финансирование срочных расходов. Однак пока менять механизм распределения НДФЛ не планируем. Как минимум — до завершения процесса формирования объединенных территориальных общин", — отметил в комментарии ЭП замминистра финансов Сергей Марченко.

 

Парламентский фактор

В понедельник проект резолюции может быть внесен в парламент. Данылюк говорит, что дальше дело за депутатами, и Минфин рассчитывает на "конструктивную работу и поддержку парламента".

В последние годы Кабмин вносил, но парламент не принимал бюджетную резолюцию. Жили с нарушением бюджетного законодательства.

Как отмечают собеседники ЭП в бюджетном комитете Верховной Рады, сейчас все тоже будет непросто: депутаты будут требовать развернуть баланс и подробно объяснить, что скрывается за цифрами Минфина. Времени для дискуссий немного — парламент заканчивает свою работу 14 июля.

Джерело: Економічна правда

Рубрика: Держрегулювання/Інше

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інше»