Вернувшись в премьерский офис 31 июля, Арсений Яценюк, видимо, решил попробовать опровергнуть обвинения в том, что за более чем пять месяцев пребывания “камикадзе” в кабинетах на ул. Грушевского не были инициированы хоть мало-мальски серьезные реформы. За последнюю неделю правительство озвучило уже с полдюжины инициатив, способных серьезно изменить правила игры в налоговой сфере, работе контролирующих органов и отношениях с местными бюджетами. И если большая часть из них пока остаются на уровне идей, одно глобальное изменение уже стало законом: с 1 января 2015 г. в Украине полностью меняется схема администрирования НДС. В чем суть этих изменений и чем это чревато для украинских компаний?
Россыпи идей
Кроме тщеславия, главный двигатель любых новаций в Украине — деньги, или, в данном случае, их катастрофическое отсутствие у Кабмина. Июль стал новым провальным месяцем с точки зрения наполнения госбюджета страны. С начала года его недобор, согласно данным Госказначейства, составил уже 16,3 млрд грн, или 6,6% от плана. И это даже с учетом мартовского секвестра.
В июле ситуация продолжила ухудшаться: недобор за месяц по общему и специальному фондам бюджета — 2,6 млрд грн, или 7,2% от его плановых показателей. И если в первом полугодии перекрывать эти дыры удавалось за счет перечислений в госказну со стороны НБУ (22 млрд грн с января по июнь), то теперь такая лазейка закрыта — МВФ не велит.
Ключевая проблема, конечно же, — невыполнение плана по сбору налогов. К примеру, по данным, за январь—июль недобор по НДС составил 4,2 млрд грн (8,2%) от плана и по акцизным сборам — 1,4 млрд (9,5%). Прибавьте к этому объемы невозмещенного НДС и переплат по налогу на прибыль, уже сделанных бизнесом, и ситуация для фискальной службы выглядит просто патовой. Объем переплат уже достиг 25 млрд грн, увеличившись на 6,1 млрд с начала года.
Частично причина плачевной ситуации в госфинансах — в военных действиях на Востоке и аннексии Крыма. Но также — из-за откровенно слабых успехов по детенизации экономики.
В попытке исправить ситуацию правительство предложило на днях целый пакет налоговых изменений, способных серьезно перекроить налоговое поле страны. Вдобавок к временным мерам — повышению рентных платежей для самых рентабельных бизнесов в Украине (металлургии, нефте- и газодобычи), в среду, 6 августа, премьер презентовал предложения по снижению числа налогов с 22 до 9 и изменению подхода к налогообложению аграриев и начислению ЕСВ и НДФЛ.
Финальной версии предложений по ЕСВ и НДФЛ пока нет, но общая концепция такова: фиксированный размер ЕСВ (37 или 41%) будет применяться лишь к размеру минимальной зарплаты, а все, что больше, будет облагаться уже сниженной ставкой — 19 или 15% соответственно. Это должно создать стимул для работодателей перестать платить зарплату в конверте, постоянно находясь на крючке у налоговых органов, и вывести огромный фонд теневой зарплаты “на свет”.
Правда, по-прежнему остается открытым вопрос, как Кабмин будет компенсировать свои потери, ведь, по его оценкам, эта уступка для бизнеса принесет потери бюджету Пенсионного фонда в размере 45–48 млрд грн. Министр экономического развития и торговли Павло Шеремета в комментарии ZN.UA сказал, что компенсатором будет расширение прогрессивной шкалы НДФЛ: вместо нынешних 15 и 17% она будет составлять, по разным вариантам, от 10 до 25%. Но она поможет “поднять” в бюджет дополнительно максимум 14,7 млрд грн, рассчитывают в Кабмине, а не “потерянные” на ЕСВ более 40 млрд.
Кроме того, Кабмин одобрил предложенный Минфином проект закона по изменению системы наполнения местных бюджетов, а также по созданию финансовой полиции.
Но главное, в Кабмине задекларировали намерение наконец начать всерьез бороться со схемами минимизации налогов и фиктивного возмещения НДС.
Сплошная фикция
Ежегодно бюджет теряет около 20 млрд грн только на фиктивном возмещении НДС, заявил премьер-министр, представляя первый пакет налоговых инициатив правительства в парламенте 31 июля.
По имеющимся в распоряжении ZN.UA данным налоговой службы, по состоянию на апрель в схемах минимизации налогообложения в Украине работало 5,9 тыс. предприятий. 1,7 тыс. из них были “налоговыми ямами”, 2,5 тыс. — компаниями-транзитерами и почти о 2 тыс. компаний было известно, что они — клиенты таких “ям” (хотя наверняка число последних значительно больше).
Или вот другие примеры только из “официальной” статистики. На 1 марта с.г. в Украине 243 плательщика НДС сформировали налоговый кредит “сами себе”, “забыв” включить его в сумму своих налоговых обязательств. Еще 7,7 тыс. предприятий сформировали свой налоговый кредит за счет налоговых накладных, не зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных (на общую сумму неуплаченного налога 1,7 млрд грн).
Попытки борьбы с “налоговыми ямами” и фиктивным НДС декларировало и предыдущее руководство налоговой службы, в том числе выдвигая такие смелые предложения, как параллельное внедрение налога с оборота или полная замена НДС этим налогом.
Нынешнее решило не перекраивать систему уплаты НДС вдоль и поперек, а улучшить систему его администрирования. И для этого — ввести специальные НДС-счета.
В чем суть?
Сегодня компания-плательщик НДС, поставляя продукцию своему покупателю, выписывает налоговую накладную. В итоге одна компания получает налоговый кредит, другая — налоговое обязательство. Но при “правильном подходе” организовать процесс можно так, что у кого-то налоговый кредит появляется, хотя товар-услуга даже не был произведен, а налоговое обязательство — не попадает в бюджет. Для этого активно используются так называемые налоговые ямы. Компании-ямы и сопредельные “транзитеры” при помощи фиктивных операций формируют (за определенную плату) налоговый кредит тем компаниям, у которых есть налоговое обязательство. То есть обеспечивают своим клиентам возможность уменьшить это обязательство, по сути, по фиктивным основаниям. Клиенты получают в разговоре с налоговиками “оправдание”, почему вместо положенного налога, скажем, в 100 грн в бюджет уплачено лишь 10. Сэкономленные суммы “ямы” частично (за вычетом платы за свои услуги) возвращали клиентам в виде неучтенной наличности.
Это позволяет бизнесу либо уклоняться от налогов, либо и вовсе рассчитывать на необоснованное возмещение НДС. “Нынешний механизм администрирования НДС дает право уменьшать налоговые обязательства самому плательщику не по факту уплаты НДС в бюджет, а по факту уплаты НДС (своему) поставщику, что и создает возможности для мошенничества и злоупотреблений в налогообложении”, — говорится в концепции создания НДС-счетов, представленной Государственной фискальной службой.
По данным налоговиков, которые есть в распоряжении ZN.UA, на декабрь 2013 г. оборот “налоговых ям” в Украине составлял 3,4 млрд грн, компаний-транзитеров — 101,5 млрд, тех, кто пользуется услугами первых и вторых, — еще 108,1 млрд.
Согласно продавленным через парламент изменениям в Налоговый кодекс, новый механизм, предполагающий ликвидацию вышеописанных явлений, таков. Компании смогут предоставлять налоговую накладную (то есть документ об уплаченном НДС) своему покупателю на сумму не больше, чем ее собственный налоговый кредит (подтвержденный полученными/зарегистрированными накладными и НДС от импортных операций), плюс сумма НДС, перечисленная этой компанией на ее специальный расчетный счет. И если на счету компании находится, скажем, 100 грн, и у нее нет подтвержденного накладными налогового кредита, то предоставить накладную на 200 грн, то есть дать завышенный налоговый кредит третьему лице компания уже не сможет — система не позволит ей этого. Единственный вариант — если компания добровольно положит на этот счет “недостающие” 100 грн (ну, или получит дополнительные накладные от своих поставщиков).
Таким образом, если НДС-счета заработают так, как планирует правительство, сумма налога в любом случае поступит в бюджет, вне зависимости от того, как будут оформлены отношения между компанией и ее контрагентом. “Если схемы минимизации налогообложения работают в рамках законодательства, и с ними бороться сложнее, то в вопросе борьбы с фиктивным НДС специальные счета будут эффективными”, — считает глава “Союза налоговых консультантов Украины” Леонид Рубаненко.
Списывать и снимать деньги самостоятельно со своего НДС-счета бизнес не сможет — право делать это будет только у государства. Остатки средств на НДС-счету в конце месяца государство может автоматически засчитать в счет погашения обязательств плательщика по НДС. Информация о счетах не будет банковской тайной, и фискальная служба сможет знакомиться с ней в рамках своей работы.
Кстати, кроме самих НДС-счетов, законодательные новации закрывают и другую коррупционную схему с использованием этого налога. С 1 января 2015 г. будет запрещено возмещать НДС по внутренним операциям, что, по мнению экспертов, также было одной из схем фиктивного НДС (исключение — некоторые операции по инвестированию в необоротные активы). К слову, такая же норма работала в Украине до 1997 г., и особых нареканий у бизнеса она не вызывала.
Надводные камни
Как, пожалуй, у любой законодательной новации, у системы НДС-счетов, по всей видимости, будут свои очевидные минусы для бизнеса. Главный из них — усложнение администрирования и отвлечение оборотных средств компаний.
“Теоретически минус НДС-счетов в том, что бизнес будет замораживать на них какую-то часть своих средств как гарантирование своих налоговых обязательств перед бюджетом”, — говорит Евгений Ратманский, старший менеджер налогово-юридического департамента аудиторской компании “Делойт”.
Эта проблема, к примеру, существует в Азербайджане — еще одной стране, где уже внедрена система НДС-счетов. Там после ее внедрения доля поступлений НДС в бюджете выросла вдвое, говорится в одной из презентаций Кабмина, подготовленных на эту тему. Но налоговики возвращают бизнесу деньги со спецсчетов лишь после того, как провели налоговую проверку, а это требует значительных затрат времени.
“Забудьте об Азербайджане. Система НДС-счетов, разработанная в Украине, совершенно иная и гораздо более разумна, чем там”, — говорит собеседник, близкий к руководству фискальной службы. Во-первых, если компания работала прозрачно, не минимизировала налоги, то ей, по сути, без разницы, платить своему контрагенту или платить в бюджет, говорит он.
Во-вторых, для многих компаний, которые месяцами, а то и годами ждут сейчас возмещения НДС, замораживание средств на недели или даже месяц сейчас выглядит куда меньшим злом, чем постоянная неизвестность, возместят ли им НДС в принципе или нет. “Мы будем рады любой системе, которая позволит устранить коррупционный риск и сделает понятной и предсказуемой систему возмещения НДС в Украине. Тем более, если эта система позволит получать возмещение НДС автоматически, без всяких предоплат”, — говорит Владимир Ткаченко, глава представительства “АрселорМиттал Кривой Рог” в Киеве. Эта компания в прошлые годы не раз сталкивалась с ситуацией, когда объем невозмещенного ей НДС исчислялся миллиардами гривен, и добиться возмещения она не могла годами.
Гораздо более острой, чем проблема оборотных средств, для компаний может стать проблема администрирования в рамках НДС-счетов. “Четыре месяца для перехода к таким масштабным изменениям — достаточно короткий срок, — говорит Евгений Ратманский. — Поэтому первые полгода-год недочетов в ее работе, вероятно, не избежать”. Например, в законе пока никак не прописано то, как в систему НДС-счетов “впишутся” различные специфические операции с НДС (распределение входящего НДС, одностороннее “самоначисление” и пр.).
Но теоретически, если схема будет работать нормально, плюсы должны все-таки перевесить. “Система НДС-счетов должна позволить решить сложности с так называемыми никчемными договорами, убрать массовые проверки, ускорить процесс администрирования НДС и, как следствие, ускорить сам процесс возмещения НДС”, — считает Е.Ратманский.
“Любая система НДС-счетов является громоздкой для бизнеса. Поэтому в данном случае речь идет не об удобности этой системы для бизнеса, а о достижении ею поставленных целей. Целью же является упрощение администрирования налога, — говорит вице-президент Американской торговой палаты Тарас Качка. — Мы разделяем позицию ГФС о том, что внедрение этой системы, по сути, ведет к полностью автоматическому возмещению налога”. Если механизм, закрепленный законом, будет доработан в том ключе, как это представляет ГФС, то с большой долей вероятности данный механизм способен решить нынешние проблемы с возмещением НДС”.
Кстати, по просьбе бизнеса Кабмин отказался от одной из своих инициатив в рамках системы НДС-счетов. В альтернативной версии предложений, которую также рассматривал Кабмин, не продавец, а покупатель должен был перечислять НДС со своего текущего счета на НДС-счет продавца, причем делать это на дату так называемого первого события, то есть факта оплаты товара или услуг. Но бизнес жаловался, что на практике следовать этому правилу будет тяжело. К примеру, покупая электроэнергию или услуги связи, компания пользуется ими каждый день, но платит лишь по результатам месяца. А многие контракты заключаются с условием отсрочки платежа, что также создаст проблемы при уплате НДС на специальный счет.
Еще один интересный момент внедряемой системы. По словам главы ГФС Игоря Билоуса, администрировать НДС-счета должно будет не Госказначейство, а новый, специально созданный для этого НДС-банк при НБУ.
Создание новых, карманных, банков при украинских госучреждениях всегда настораживает. И.Билоус говорит, что НДС-банк не будет банком в классическом понимании этого слова: он будет заниматься только администрированием счетов, и будет скорее виртуальным институтом, хотя, конечно, со своим персоналом, оборудованием и т.д.
Почему было не отдать эти функции руки Госказначейству? На его счету — постоянный дефицит, говорится в одной из концепций Кабмина. То есть деньги бизнеса могут использоваться не по назначению. Сейчас эта проблема существует с деньгами местных бюджетов — из-за того, что они лежат в Госказначействе, их часто используют для финансирования нужд не местных, а центрального бюджета. Активно практиковали такое в прошлом году.
Игорь Белоус утверждает, что НДС-банк комиссионные за свои услуги брать не будет.
Впрочем, большей проблемой в работе банка может стать не коррупция, а сложности технического характера. Не факт, что уже к январю в Кабмине успеют не только принять все нормативные акты для создания этой структуры, но и обеспечить ей хорошее программное обеспечение, “натренировать” персонал и решить много других важных административных вопросов. “Именно из-за масштабов предложенных изменений и их важности для компаний сложность администрирования и выходит на первый план”, — считает Е.Ратманский. Проработать пилотный проект по работе с НДС-счетами в ГФС планируют осенью.
Дарья Довган