• Посилання скопійовано

Фіскали і бізнес: у пошуках компромісу

Податковий компроміс часто називають "явкою з повинною". Це зручна схема розкриття незадекларованих доходів, яка дозволяє платникові податків уникнути фінансової, адміністративної та кримінальної відповідальності

Фіскали і бізнес: у пошуках компромісу

 Учитывая масштабные проблемы с наполнением госбюджета, вполне логично, что украинские власти пытаются внедрить механизм компромисса уже не первый раз.

Например, согласно коалиционному соглашению, проведение подобной "амнистии" после реформирования налоговой системы может начаться уже с 2016 года. И депутаты новоизбранной Верховной Рады не теряют времени, зарегистрировав в конце ноября-начале декабря целых два законопроекта о налоговом компромиссе — №1071 и №1071-1.

Первый документ предусматривает, что в течение года налогоплательщики имеют право подать заявления о намерении достигнуть налогового компромисса. В результате им придется уплатить 15% налога на прибыль, в то время как 85% суммы налога будет считаться погашенными. И все это — без каких-либо штрафных санкций.

Достижение налогового компромисса реализуется исключительно по заявительному принципу, без каких-либо проверок со стороны контролирующих органов. Такая процедура якобы является прозрачной и исключает возникновение коррупционных рисков.

Альтернативный законопроект более радикален. При достижении налогового компромисса плательщику придется внести в казну 5% от суммы налога. При этом оставшиеся 95% суммы будут считаться погашенными. Более того, "амнистия" распространяется даже на те налоговые обязательства, которые находятся в процессе судебного и/или административного обжалования.

В поисках выхода

Позиция Государственной фискальной службы Украины в отношении налогового компромисса в целом выглядит конструктивной. Еще с февраля текущего года у правоохранителей появились большие претензии ко многим компаниям по результатам их работы за последние 3 года. Абсолютно очевидно, с чем это связано.

Поэтому проект закона о налоговом компромиссе является своеобразным ответом на запрос бизнеса урегулировать данную проблему. К тому же, по мнению представителей ГФС, если не принять подобный закон сейчас, с коррупцией придется бороться еще долго. Ведь правоохранительные органы сейчас сами переживают переходный период. Причем в фискальной службе считают, что получение денег вовсе не является первостепенной задачей. Важнее отработать новую модель и выявить недостатки.

А "минусы", безусловно, есть. В свете последних событий в стране бизнес не готов (или даже не может) вывести из оборотных активов 10-15% без гарантий непредоставления дополнительных требований, отсутствия преследования и создания приемлемой бизнес среды для дальнейшей деятельности.

Поэтому ГФС еще предстоит решить немало спорных вопросов. Решить таким образом, чтобы бизнес сохранил жизнеспособность, а налоговики смогли выполнить поставленную задачу.

Поглядывая на соседей

Мировой опыт показывает, что амнистия капиталов может быть как удачной, так и закончиться провалом. Успех в этом вопросе однозначно продемонстрировали Ирландия в 1988 году и Италия в 2000-х.

В Ирландии "налоговый компромисс" заключался в уплате долгов по подоходному налогу без каких-либо штрафов. В результате меньше чем за год было перечислено полтора миллиарда долларов, что являлось существенной суммой для бюджета страны.

В Италии реализовано уже 4 кампании налоговой амнистии — в 1982 году, в 1984-м и 2001-2002 годах, а также в 2009-2010 годах. Последняя программа оказалась особенно успешной — по ее итогам было задекларировано более 100 миллиардов евро.

В то же время попытки Бельгии и Аргентины провести налоговую амнистию были малорезультативными. Бельгии удалось получить от бизнесменов только 1 миллиард евро, и программа была выполнена лишь на 6%. Причиной неудачи подобной кампании 1987-го года в Аргентине стало обязательное условие властей инвестировать возвращенный капитал в национальные инвестиционные фонды для развития индустрии страны.

С треском провалилась налоговая амнистия в Грузии — властям удалось собрать в казну катастрофически малую сумму. Она составила до ста тысяч долларов вместо запланированных 4 миллионов.

Нужно договариваться

Столь разнообразные сценарии развития событий вокруг амнистии говорят лишь о том, что универсального "рецепта" налогового компромисса не существует. И вполне очевидно: пока закон не принят в окончательной редакции, сложно судить пойдет ли бизнес на уступки фискалам. Все будет зависеть как от количества компаний готовых и способных заплатить, так и от окончательной "цены" компромисса.

Также остается проблема нечетко прописанных механизмов и процедур. Кто будет согласовывать налоговые обязательства за все это время? Ведь бизнесу нужны гарантии и спокойствие. Только тогда он будет делать шаги навстречу. Сейчас же нет никакой уверенности в том, что не вернется старая добрая традиция, когда приходят "письма счастья" о доначислении, а информация, полученная от налогоплательщика, используется против него же.

Вопрос об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов также остается в подвешенном состоянии. Пока в законопроектах не прописан четкий механизм, в каких случаях после добровольного уточнения предприятием налоговых обязательств уголовное дело возбуждаться не будет, бизнес к таким инициативам так и будет относиться настороженно и очень скептически.

Наталья Ульянова

Новости по теме:

 - Предпринимателям опять предлагают налоговый компромисс.

Джерело: Діло

Рубрика: Оподаткування/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»