• Посилання скопійовано

Такі різні податки на зарплату: Україна vs розвинені країни

Практично у всіх економічно розвинених країнах основну частину податкового навантаження на зарплату становить прибутковий податок, а не соцвнески, як в Україні

Такі різні податки на зарплату: Україна vs розвинені країни

Одним из законов, принятие которых входило в число условий предоставления Украине расширенного кредитования МВФ, был закон, направленный на уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда, призванный способствовать легализации зарплат.

Вопрос налоговой нагрузки на зарплаты столь важен, потому что от этого зависит как величина самой зарплаты, так и способность работодателя развивать свой бизнес. Зарабатываемые деньги владелец (руководитель) бизнеса может направить на различные цели. Причем не выделить средства в фонд оплаты труда он просто не может: этого требуют и закон, и фундаментальные правила построения бизнеса (люди – его главный актив). Но средств он должен выделить больше, чем в итоге получат работники. Разницу составляет единый социальный взнос, а в этом году – еще и военный сбор. После перечисления этих денег часто не остается средств не то что на развитие, а просто на существование бизнеса.

Предположим, работнику начислена зарплата 2000 грн. С этой суммы работодатель удерживает 15% подоходного налога, поэтому на руки выдается 1700 грн. Кроме того, на сумму зарплаты (фонд оплаты труда) начисляется ЕСВ (примем его ставку в 36,76%) – 735 грн и 1,5% военного сбора – 30 грн.

Таким образом сейчас, чтобы заплатить работнику 2000 грн., работодатель должен потратить 2765 грн.

Потому и практикуется выплата зарплат в конвертах, что позволяет не платить ЕСВ. Но при этом работодатели сталкиваются с другими издержками и рисками, поэтому основная масса "уклонистов" готова платить работникам официально, если государство что-то сделает для уменьшения начислений на фонд оплаты труда.

Единый социальный взнос (ЕСВ)

Основные положения, определяющие порядок сбора единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ), установлены Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (вступил в силу с 01.01.2011). Этот взнос заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, "безработицу", соцстрах (больничные), "несчастный случай".

Ставки ЕСВ дифференцированы в зависимости от рисковости работы предприятия либо должности работника. Всего существует 67 классов, а ставки изменяются от 36,76% (для 1 класса) до 49,7% (для 67 класса).

В случае, если предприятие выплачивает в силу ряда причин зарплату и прочие доходы в размере меньшем установленной в стране минимальной зарплаты, то размер ЕСВ рассчитывается от суммы минимальной зарплаты.

Максимальная сумма дохода застрахованного лица, с которой уплачивается ЕСВ, составляет 17 прожиточных минимумов для работоспособных лиц (он равен минимальной зарплате в стране). То есть до 30 ноября этого года эта сумма составляет 20706 грн в месяц, а до 31 декабря – 23426 грн.

Закон установил два вида ставок ЕСВ:

     1. Взнос, который удерживается работодателями из сумм дохода – 3,6%. Фактическим плательщиком данного вида ЕСВ является сам работник, а работодатель выступает налоговым агентом по удержанию и перечислению в бюджет указанной суммы ЕСВ.

     2. Единый социальный взнос, который подлежит оплате от суммы фонда оплаты труд (ФОТ). При этом фонд оплаты труда составляет всю совокупность выплат зарплатного характера, таких как зарплата, компенсации, поощрительные выплаты и т.п.

Начиная с 2015 г. внедрен дифференцированный подход к социальным взносам. То есть существуют общая ставка ЕСВ и специальная. Размер второй из них рассчитывается как общая ставка, умноженная на коэффициенты. До 1 января 2016 г. этот коэффициент не более 0,4, а после – не более 0,6.

Но указанная ставка применяется не автоматически, а при одновременном соблюдении работодателем трех условий:

     - общая база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата, должна минимум на 20% превышать общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 г;

     - средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит сумму не менее среднемесячного платежа за 2014 г.;

     - количество работников предприятия увеличилось не более чем в 2 раза от среднемесячного количества за 2014 г.

Подоходный налог

С 1 января 2015 г. в Украине действуют две ставки налога на доходы физических лиц: основная – 15%, которая применяется в случае, когда сумма соответствующего дохода за отчетный месяц не превышает 10-кратный размер минимальной зарплаты (т. е. 12 180 грн.), и повышенная – 20% (для доходов, свыше 12 180 грн).

Этот налог за работника выплачивает работодатель, вычитая соответствующие средства из "грязной" зарплаты. Таким образом он и здесь выступает в качестве налогового агента своих работников.

Зарубежная практика

Суммарная налоговая нагрузка на зарплату граждан, которую можно определить как сумму платежей по подоходному налогу и выплатам страховых взносов, в различных странах сильно варьирует.

Налоговая нагрузка на зарплаты в некоторых странах в 2013 г.

 

Общая налоговая нагрузка на зарплату*, %

Максимальная ставка подоходного налога, %

Португалия

61,3

56,5

Словения

61,1

50,0

Бельгия

59,5

53,7

Швеция

56,7

56,7

Финляндия

56,6

51,1

Дания

56,2

56,2

Франция

54,9

54,5

Нидерланды

53,1

52,0

Испания

52,0

52,0

Япония

51,1

50,8

Канада

49,5

49,5

Норвегия

47,8

40,0

США

47,7

46,3

Германия

47,5

47,5

Великобритания

47,0

45,0

Австралия

46,5

46,5

Греция

46,0

46,0

Австрия

43,7

50,0

Корея

41,9

41,8

Швейцария

41,8

41,7

Чили

39,5

40,0

Польша

38,8

32,0

Турция

35,8

35,8

Словакия

35,1

25,0

Венгрия

34,5

16,0

Мексика

31,7

30,0

Чехия

31,1

15,0

Эстония

22,6

21,0

* При наличии прогрессивной шкалы подоходного налога далеко не все граждане платят по максимальной ставке, поэтому средний налог на зарплату в некоторых странах значительно ниже подоходного.

Анализ показывает, что нет явной связи между уровнем жизни, развития экономики и уровнем налогов. Это объясняется наличием множества факторов влияющих на уровень жизни, помимо налогов.

Такой принцип имеет глубокий смысл. Во-первых, работодатели могут больше средств направлять на развитие. Но важнее второе – работники становятся хозяевами всех зарабатываемых ими денег. Поэтому, например, могут сами решать, что делать с пенсионными отчислениями. Они также видят, сколько налогов платят государству из своего кармана, поэтому обычно с большим вниманием следят за тем, как чиновники их расходуют. Таким образом из населения вырастают граждане страны.

Кроме того, не нужно забывать, что за свои налоги (и страховые выплаты) жители западных стран получают отличные дороги, высокую пенсию, качественную медицину, безопасность на улицах и др.

Джерело: Сьогодні

Рубрика: Оподаткування/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»