В ожидании налоговой реформы 2016 года предпринимателям приходится не только следить за прогнозами изменений, но и проецировать влияние изменений на свою деятельность. И если сейчас пока нельзя точно предвидеть последствия изменений в НКУ, то следует хотя бы предположить эти последствия.
В украинском туристическом бизнесе большинство агентов, как юридические лица, так и предприниматели, выбрали для себя упрощенную систему налогообложения. Поэтому изменения, связанные с условиями работы «упрощенцев», их действительно должны беспокоить.
Увеличение ставки налога и уменьшение предельного объема дохода упрощенцев
В проекте налоговой реформы Министерства финансов Украины предлагается оставить упрощенную систему лишь для физических лиц-предпринимателей, порог дохода для пребывания установить на уровне 2 000 000 грн. Законопроект №3357 (налоговая реформа Комитета ВР) предполагает, что юридические лица тоже смогут находиться на упрощенной системе, однако порог для пребывания составит около 5 000 000 грн.
Что касается ставок единого налога, Минфин предлагает применять ставку 20% к доходу субъекта за вычетом некоего коэффициента (подобная упрощенная система есть в Налоговом кодексе РФ, называется «вмененный налог»). Коэффициент на первый год устанавливается в размере 0,8, но будет со временем уменьшаться, соответственно, размер налога будет расти.
Комитет ВР предлагает просто постепенно увеличить ставки единого налога: от 3%+ НДС или 6% без НДС в 2016 году и до 5% и 10% соответственно к 2018 году.
Остается под вопросом «посредническая» норма НКУ для единщиков (п. 292.4 ст. 292 НКУ), согласно которой в доходы включалась только комиссия агента.
Также беспокоит вопрос превышения предела доходов для ЕН и регистрации плательщиком НДС. При больших объемах, если предприятие турагент находилось на упрощенной системе налогообложения до 2015 года, и упрощенная система, например, будет упразднена или существенно уменьшен предел выручки для ее использования, предприятие обязано будет зарегистрироваться плательщиком НДС, ведь объемы выручки «задним числом» не уменьшить
Что делать? Подготовиться к таким изменениям одномоментно – сложно. Основной реакцией на такие изменения будет уход продаж в туризме «в тень». Если объемы «убрать» не удастся, можно спрогнозировать сворачивание одних субъектов и открытие новых, «чистых», для работы в новых условиях.
НДС в туризме: статья 207 НКУ под вопросом
Субъекты турдеятельности - плательщики НДС до сих пор облагали налогом только маржу, то есть вознаграждение, или разницу между выручкой и себестоимостью турпродукта (специальные нормы для налогообложения НДС в туризме, ст. 207 НКУ). Если правительство последует идее ликвидации всех налоговых льгот и льготных режимов по НДС (концепция налоговой реформы Минфина такую норму содержит), туристической отрасли придется «вспомнить молодость». До 2011 года в налоговом законодательстве для туризма не было особенностей учета НДС, турпродукт облагался по ставке 20%, что зачастую делало его неконкурентным по цене по сравнению с зарубежными, выездными турами.
Что делать? К сожалению, ничего. Если не удастся повлиять на то, чтобы для туротрасли оставили налогообложение НДС с учетом специфики деятельности, можно только ожидать увеличения налогового давления на турбизнес.
В качестве общей рекомендации для всех субъектов туристической деятельности в Украине можем посоветовать быть готовыми к принятию быстрых решений исходя из обстоятельств. Ведь если налоговый закон изменится кардинально, времени на адаптацию к новым условиям, исходя из прежних способов ведения бизнеса, может не остаться.