Физические и юридические лица (обособленные подразделения), имеющие налоговый адрес на территории СЭЗ «Крым», приравниваются для целей налогообложения к нерезидентам. Если же налоговый адрес зарегистрирован на другой территории Украины, такие субъекты приравниваются для целей налогообложения к резидентам.
Никаких дополнительных договоров к уже существующим между контрагентами из Крыма и материковой территории заключать не нужно: для целей применения налогового и таможенного законодательства такие договоры являются документами, использующимися вместо внешнеэкономических договоров (контрактов) (п. 6.5 Закона №1636).
Обратите внимание: взаимоотношения между лицами, имеющими налоговый адрес на территории СЭЗ «Крым», и лицами, имеющими налоговый адрес на другой территории Украины, являются контролируемыми операциями по налогу на прибыль (ст. 39 НКУ) со всеми вытекающими отсюда последствиями в части отчетности и предоставления дополнительной информации о контрагенте украинской стороной налоговикам (п. 5.2 Закона №1636).
Несмотря на факт нерезидентства крымского бизнеса, правила международного договора Украины в виде освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины, уменьшения ставки налога или путем возврата разницы между уплаченной суммой налога и суммой, которую нерезиденту необходимо уплатить в соответствии с международным договором Украины, к нему не применяются (п. 5.4 Закона №1636, п. 103.1 НКУ). Об этом следует помнить, организовывая работу с крымскими контрагентами.
Если же предприятие-резидент будет получать доходы из СЭЗ «Крым», они будут облагаться налогом по общим правилам налогообложения: никакое освобождение, как это было бы предусмотрено для дохода с другой территории Украины (ст. 154 НКУ), или особенности налогообложения производителей сельхозпродукции (ст. 155 НКУ), неприбыльных учреждений и организаций (ст. 157 НКУ), или любые особенности налогообложения прибыли от внедрения энергоэффективных технологий (ст. 158 НКУ) для доходов из Крыма не предусмотрены. Любые доходы из Крыма приобретают статус иностранных доходов с соответствующим механизмом их налогообложения в качестве иностранных.
Обратите внимание: сотрудничество с крымскими контрагентами предусматривает определенные налоговые ограничения. Расходы украинского юридического лица — резидента, понесенные на оплату стоимости товаров (работ, услуг), поставленных крымской стороной — нерезидентом, включаются в состав расходов такого лица только в сумме 85% (п. 5.11 Закона №1636, п. 161.2 НКУ). Внимание: во время временной оккупации нормы п. 5.11 Закона №1636 не применяются (ч. 8 п. 12.3 Закона №1636). С чего именно должна начать свой отсчет действие СЭЗ «Крым» без оккупации (чтобы заработала норма п. 5.11 Закона №1636) — пока неясно. Надеемся, госрегуляторы предоставят своевременное и четкое разъяснение.
Если предприятие находится на территории Украины, а постоянное место проживания его работников — в Крыму, доходы, выплачиваемые предприятием таким наемным работникам, облагаются налогом по общим правилам по местонахождению такого работодателя. Для получения права на налоговую социальную льготу лицо-резидент (обратите внимание: речь идет о тех, кто до сих пор имеет гражданство Украины) должно задекларировать доходы с источником происхождения в СЭЗ «Крым» и подать декларацию об отсутствии гражданства Российской Федерации. По какой форме подать такую декларацию и в какие сроки — вопросы, на которые еще нужно найти ответы. До тех пор, разумеется, НСЛ не применяем.
Крымский бизнес не является объектом контроля украинскими налоговиками на период оккупации: ни вопросы РРО, ни ЕСВ, никакие другие налоги и сборы украинской стороной не контролируются. Понятно, что и от обязанности представления в контролирующие органы деклараций (кроме таможенных деклараций), отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов на протяжении срока временной оккупации и после ее завершения (за период оккупации), крымские предприятия освобождены.
Налоговая регистрация субъектов хозяйствования с налоговым адресом в Крыму по состоянию на 31.05.2014 г. уже с 01.06.2014 г. признана аннулированной. Такая налоговая регистрация может быть возобновлена после эвакуации лица на другую территорию Украины. А значит, следует внимательно промониторить все операции с крымскими плательщиками НДС, по которым налоговики в своих письмах рекомендовали для сохранения НК по НДС подавать жалобы по форме №Д8, и откорректировать свою налоговую отчетность. Ведь если с 1 июня аннулирована налоговая регистрация, то о статусе плательщика НДС таких субъектов хозяйствования нечего и говорить.
Плательщики налога на прибыль, у которых на территории СЭЗ «Крым» есть обособленные подразделения, не могут уплачивать налог на консолидированной основе. Это же ограничение касается и плательщиков с местонахождением на территории СЭЗ «Крым», у которых есть обособленные подразделения на другой территории Украины.
Для физлиц существуют определенные нюансы. Физлица, у которых налоговый адрес — на материковой зоне, а объекты жилой недвижимости — в Крыму, обязаны задекларировать такие объекты в целях:
а) определения общей базы обложения налогом на недвижимость;
б) получения льгот по данному налогу.
И, разумеется, на физлиц, проживающих (находящихся) на территории СЭЗ «Крым» и имеющих гражданство иностранного государства или являющихся лицами без гражданства, не распространяются государственные гарантии (льготы, пособия) Украины.
Продолжение читайте в свежем номере "ДК" №40 (06.10.2014 г.) в статье "Новый статус Крыма"
Юлия Кловская, "Дебет-Кредит"