Уже три месяца ГФС делает нечто до сих пор для нее нехарактерное.
С мая фискалы активизировали проверки в рамках закона о трансфертном ценообразовании.
Пока проверки не массовые - этот процесс только набирает обороты.
Все покрыто грифом "коммерческая тайна", но в разговорах представители ГФС не скрывают: проверки в рамках ТЦО - элемент "компромиссной" кампании.
Будут проверяться предприятия, которые не воспользовались налоговым компромиссом и не уточнили свои обязательства по налогу на прибыль.
Попали под прицел
Большинство предприятий, которые подают отчетность по ТЦО, сосредоточены в центральном офисе по обслуживанию крупных налогоплательщиков.
"В мае 2015 года мы получили первую отчетность за 2014 год - более 500 отчетов. Перед этим мы получали отчеты за последний квартал 2013 года, но она не отражает всей картины работы предприятий", - объяснил ЭП глава центрального офиса ГФС по работе с крупными налогоплательщиками Игорь Процай.
По его словам, основные усилия ГФС направлены на работу с отчетами предприятий. В некоторых случаях служба видит, что предприятия подали неправильную отчетность. Первые проверки прошли на предприятиях, которые подали заявления на реорганизацию или ликвидацию.
Их нужно было проверить в первую очередь. Эти проверки уже завершены. Суммы доначислений по этим случаям составляют несколько миллионов гривен.
"Мы планируем проверки предприятий, которые не уточнили свои обязательства на условиях налогового компромисса. По нашему мнению, там могут быть факты неуплаты налога на прибыль в Украине", - говорит Процай.
Чтобы начать проверку в рамках контроля за ТЦО, нужно тщательно изучить документацию компании. Около пяти проверок ГФС планирует на четвертый квартал 2015 года. Процай не называет компании, которые проверяет или будет проверять ГФС, ссылаясь на конфиденциальность этой информации.
Проблемы, говорят источники ЭП, возникли у Константина Жеваго. У фискалов есть вопросы к ценам, по которым Полтавский ГОК экспортирует руду. ЭП попросила Ferrexpo объясниться, но компания от комментариев отказалась.
До проверок дело пока не дошло, но Ferrexpo получила уведомление от фискалов о необходимости уточнить свои обязательства по налогу на прибыль. В противном случае ей грозят доначисления до 2 млрд грн. Времени на уточнение налоговых обязательств у компании совсем немного.
Подручными методами
Предполагалось, что контроль над ТЦО перекроет возможности уклонения от уплаты налогов через офшоры. Не получилось. Почти два года действия закона о трансфертном ценообразовании принесли бюджету 3 млн грн, сообщила ГФС.
В 2014 году проверки на почве ТЦО не проводились. На 1 августа 2015 года налоговики выявили 40 случаев нарушения налогоплательщиками правил трансфертного ценообразования. Часть нарушений касается несоответствия цены контролируемых операций в 2013 году уровню обычных цен.
Одному из плательщиков доначислены налоговые обязательства по налогу на прибыль на 302 тыс грн и пеня за их несвоевременную уплату на 33 тыс грн. Все это перечислено в госбюджет. Некоторые фирмы не дают или дают с опозданием отчеты о контролируемых операциях. Таких случаев было 37.
"По выявленным нарушениям вынесено 16 налоговых уведомлений-решений на общую сумму штрафов 4,3 млн грн. Из этой суммы 1,8 млн грн перечислено в госбюджет", - сообщает пресс-служба ГФС.
Кроме того, было два случая невключения в поданные отчеты информации о контролируемых операциях. Санкции в этом случае составили 3,9 млн грн, из которых в бюджет поступило 822 тыс грн. Это сущие копейки. Ранее говорилось, что бюджет на работе бизнеса через офшоры теряет 100 млрд грн.
Нельзя сказать, что с началом проверок механизм контроля над ТЦО заработал в полной мере. Подготовка и анализ отчетности - это творческий процесс. В фискальной службе есть отдел по контролю над ТЦО, но его недостаточно: сотрудники завалены документами и не успевают их анализировать.
Универсальных специалистов по ТЦО нет. В рамках реформы госслужбы планируется трансформация этого направления, однако детали пока не ясны.
ТЦО можно проверять такими способами: сравнивать либо цены, по которым продается продукция, либо рентабельность компаний, которые занимаются похожими видами деятельности.
"В Украине первый способ часто не работает в силу отсутствия сопоставимых контролируемых операций, поэтому ГФС сравнивает рентабельность", - говорит директор компании Cerberus tax and audit service LTD Ольга Богданова.
Один из самых используемых - метод чистой прибыли. При этом методе сравниваются показатели рентабельности, которые наименее подвержены учетным политикам предприятий, то есть на них сложнее всего повлиять.
Чтобы использовать методы ТЦО, нужно иметь доступ к финансовой отчетности компаний. По словам Богдановой, ГФС не скрывает, что не обладает такой базой. Как минимум, нужна база данных Amadeus. Как же фискалы работают?
"Есть ежемесячные внутренние отчеты ГФС по рисковым компаниям на предмет ТЦО. Это компании, экспортирующие в низконалоговые юрисдикции, у которых цены ниже индикативных. Если в результате сопоставления финансовой отчетности у компании валовая прибыль регулярно в минусе, значит, она продает по ценам ниже себестоимости", - отмечает Богданова.
Подобные списки составлялись еще во времена министра доходов и сборов Александра Клименко. ГФС и сейчас на них ориентируется, говорит эксперт.
Закон о ТЦО: поправки к поправкам
За время действия закона о ТЦО Кабмин проводил с ним разные манипуляции. Например, корректировал список стран, операции с которыми подлежат контролю.
В мае 2015 года Кабмин внес в перечень Австрию, Туркменистан, остров Ниуэ в Новой Зеландии и административный район Китая Гонконг, исключив из него Албанию. Позже он вычеркнул Австрию - законодательство там изменилось.
На каком-то этапе активный законотворческий процесс наметился в парламенте. Вместе с фискальной службой депутаты приняли поправки в Налоговый кодекс. В рамках налоговой реформы Минфин готовит очередную порцию изменений.
В частности, планируется упразднить специальные правила для биржевых товаров, убрать порог для операций, которые подпадают под действие ТЦО, и ликвидировать верхнюю планку по штрафам за неподачу документации.
Минфин обещает избавить малый бизнес от подготовки документации по ТЦО и ввести дополнительные требования по раскрытию информации для крупных групп компаний в соответствии с требованиями ОЭСР.
В дальнейших планах Минфина относительно ТЦО есть свои плюсы и минусы.
Из позитива, говорит директор налогово-юридического департамента Deloitte Александр Черинько, - намерение отменить специальные правила для биржевых товаров. Речь о правилах, которые обязывают экспортеров, например, аграрной и химической продукции, сверять свои цены с международными биржами.
"Эта идея оказалась труднореализуемой: найти котировки по товарам из Украины на мировых биржах невозможно. К тому же, условия, на которых торгуют на биржах, отличаются от условий продажи товаров из Украины", - отмечает эксперт.
В случае отмены этих правил сравнение цены будет происходить путем анализа рентабельности компаний в цепочке поставок.
Еще один плюс - дополнительные требования к раскрытию информацию для больших групп компаний согласно правилам ОЭСР. Речь идет о так называемых правилах BEPS - Base Erosion and Profit Shifting, которые в 2015-2016 годах планируют ввести страны-члены ОЭСР и ряд развивающихся стран.
Они обязывают компании более полно раскрывать перед ГФС информацию о прибыли от внешнеэкономических операций.
К позитиву, по мнению эксперта, также можно отнести разрешение группировать операции. В принципе, это не запрещено и сейчас. Суть в том, чтобы подавать отчетность не по каждой отдельной поставке, а сразу по всем поставкам одного типа. Это соответствует международной практике.
Из минусов: речь идет только об уточнении правил для низконалоговых юрисдикций, а не о полной их отмене. По закону контролируются операции со связанными лицами и с резидентами низконалоговых юрисдикций.
"Последние могут быть связанные и несвязанные. Контроль по ТЦО над операциями между несвязанными лицами - абсурд. Иностранным клиентам приходится долго объяснять смысл этой нормы", - говорит Черинько.
Сомнительным для эксперта выглядит и намерение отменить верхний порог штрафов за неподачу документов. Сейчас вилка штрафов - 3% от размера операции, но не более 200 минимальных зарплат. По его словам, отмена верхнего предела напоминает попытку получить деньги по необоснованным мотивам.
"Штраф за неподачу документации - неглавный в рамках ТЦО. Если компания не подаст документацию, ее проблема будет не в 3%, а в том, что ГФС сама рассчитает все диапазоны. Это чревато разбирательствами с фискалами и более существенными санкциями за несправедливые цены", - утверждает эксперт.
Кроме того, устранение порога по операциям повышает риск того, что налоговая начнет запрашивать и проверять всех подряд.