• Посилання скопійовано

Критическая льгота: лишать ли агросектор спецрежима налогообложения НДС

Що означатиме для АПК і економіки України в цілому скасування головною преференції аграріїв

Критическая льгота: лишать ли агросектор спецрежима налогообложения НДС

Об отмене специального режима налогообложения НДС для аграриев заговорили еще в 2014 году, при подписании с МВФ программы stand by. Тогда украинские власти пообещали кредитору провести реформу основной льготы агросектора, одним из вариантов которой мог стать перевод на общую систему налогообложения НДС только крупных сельхозпроизводителей. К счастью для аграриев, в прошлом году торги правительства и МВФ их не коснулись.

Однако замечания Фонда по поводу непропорциональной налоговой поддержки АПК в переговорах по Программе расширенного финансирования никуда не исчезли. «Мы признаем, что агросектор стал одним из самых прибыльных направлений украинской экономики, поэтому с января 2016 года он будет переведен на общий режим налогообложения НДС в соответствии с международной практикой», − утверждается от имени правительства в последнем меморандуме с МВФ. Намерения Кабмина отразились и в проекте основных направлений бюджетной политики на 2016 год, ожидающем утверждения в парламенте.

О том, почему в Украине неприменимы принципы международной практики налогообложения АПК, и какими последствиями чревата отмена аграрного спецрежима НДС, Forbes рассказал Тарас Высоцкий, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ).

Государства – конкуренты Украины на мировых рынках зерновых и масличных культур заботятся о четырех составляющих, наличие которых привлекает и короткие, и длинные инвестиции. Такими составляющими являются верховенство права, развитая инфраструктура, контроль качества и безопасности продукции, а также прогнозируемая и стабильная аграрная политика. К сожалению, в Украине каждый из этих факторов обделен вниманием со стороны государства, однако с точки зрения проведения реформ именно последний мог бы принести максимальную пользу.

«Прогнозируемая аграрная политика» имеет более широкое значение, чем обеспечение государственной поддержки агросектора, хотя без нее выиграть международную конкуренцию будет сложно. Например, США ежегодно выделяет на поддержку АПК $100 млрд, 80% из которых − это помощь малообеспеченным гражданам в приобретении продовольственных товаров первой необходимости, 10% − поддержка агрострахования, и еще 5% − обеспечение определенного уровня прибыли аграриев. Все понимают, что в Украине таких ресурсов нет.

Но для того чтобы наконец начать осуществлять прогнозируемую аграрную политику, не нужны миллиарды долларов. Если государство уже закрепило законодательно НДС-поддержку до 2018 года, то не стоит несколько раз менять политику, отпугивая инвесторов, и тем самым усложнять и так непростую работу отечественных аграриев.

Особенно учитывая тот факт, что за последние годы именно государственная поддержка в виде льготного налогообложения была тем ресурсом, который обеспечивал развитие отрасли. Объемы аккумулированного НДС, используемого на производственные цели, обеспечивают рост валовой продукции сельского хозяйства на следующий год, о чем свидетельствует высокая корреляция между этими показателями (89%) за 2009-2014 годы.

НДС-катализатор

Завершение реформы паевого деления и внедрение специального режима налогообложения аграрного производства на рубеже 1990-2000-х годов стали причиной рождения совершенно нового аграрного сектора Украины. В 2000-х аграрии пережили как яркие моменты взлета, так и первые разочарования, но после получения определенного жизненного опыта с 2010 года начался период быстрого и интенсивного роста. За 2010-2014 годы аграрный ВВП вырос на 50% − никакой другой сектор экономики не имел таких результатов.

В 2014-м агросектор был единственным направлением экономики, который показал рост на фоне общего падения экономики. По результатам первого квартала 2015 года эта отрасль удерживает лидерство в структуре экспорта страны, формируя его на 37%.

Источником энергии для такого интенсивного развития стала именно льготная система налогообложения аграрного производства, которая позволяла увеличивать инвестиции в сектор. Без такой поддержки украинского агросектора, который еще не набрался зрелости, его шансы выжить в конкуренции с опытными игроками на мировом рынке просто ничтожные.

А ведь в Украине есть целый ряд культур с низкой рентабельностью производства, которые из года в год вообще бывают убыточными. К ним относятся социально важные и ориентированные на внутренний рынок рожь, овес, просо, лен. Так, за последние пять лет средний уровень рентабельности производства ржи составляет −6,5%, овса −0,1%, проса 2,6%, ячменя 0,6%.

В то же время, по расчетам экспертов УКАБ, аккумулированный НДС дополнительно обеспечивает в среднем 7,5% к рентабельности производства сельхозкультур. Таким образом, возврат НДС − это единственный фактор, который обеспечивает экономическую целесообразность их выращивания, а следовательно, при изменении системы налогообложения производители будут вынуждены от них отказаться. В зоне риска, кроме нишевых культур, также находятся пшеница и ячмень.

С таким уровнем рентабельности и кредитными ставками на уровне 30% при отсутствии спецрежима НДС развитие агросектора полностью остановится. Украина потеряет ежегодные темпы роста валютной выручки от экспорта агропродукции на уровне $1 млрд. Можно будет забыть и о прежних рекордных показателях валового сбора и урожайности зерна. В условиях общей системы налогообложения объемы валового сбора зерна в Украине могут снизиться до уровня 40 млн тонн против 64 млн тонн в 2014 году. О развитии таких капиталоемких отраслей, как животноводство, овощеводство и садоводство, можно будет только мечтать.

Альтернативный режим

В то же время следует параллельно начинать разработку новых методов поддержки [которые заменят спецрежим налогообложения с 2018-го]. Многие из них можно позаимствовать у конкурентов.

Например, в США государственная помощь аграриям предоставляется в форме фиксирования минимальной цены реализации сельхозпродукции, обеспечения определенного уровня доходности, компенсации расходов на агрострахование или частичной компенсации расходов на консервирование земель с целью защиты окружающей среды. Евросоюз поддерживает АПК путем предоставления прямых выплат агропроизводителям, которые выполняют предпосылки для развития экологии и ландшафтов сельских территорий. В Южной Америке государство обеспечивает бесплатное развитие коммуникаций и инфраструктуры в местах активного расширения агропроизводства.

А перед тем как отменять льготное налогообложение для аграриев без надлежащих компенсаторов, нужно всего-навсего побороть аграрную коррупцию в эквиваленте $2 млрд. Тогда отрасль продолжила бы свой 10%-ный ежегодный рост, генерируемый поддержкой в форме спецрежима НДС, который в настоящее время составляет менее $1 млрд.

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «ПДВ»