"Звезда" последних нескольких дней, отстраненный от должности и обвиняемый в превышении полномочий и нанесении государству ущерба на 2 млрд грн глава налоговой Роман Насиров пробыл на своем посту практически два года. Назначен он был правительством Арсения Яценюка еще в мае 2015. Delo.UA вспомнило, как Насиров попал на свою должность и что было сделано за время его руководства налоговой.
Новая метла
В мае 2015 года экс-министр финансов Наталия Яресько представила нового руководителя ГФС Романа Насирова. Чтобы занять это место, он не только обошел целых 65 конкурентов, но и освободил кресло главы налогового комитета Верховной Рады, отказавшись от депутатского статуса. В парламент Роман Михайлович попал в 2014 году по спискам "Блока Петра Порошенко".
До депутатства он руководил украинским филиалом бразильской инвесткомпании BTG Pactual Commodities, а также работал на посту заместителя председателя Государственной продовольственной зерновой корпорации Украины. К слову, как раз во время его службы ГПЗКУ нанесли убытков на сумму свыше $55 млн. Еще раньше Насиров был исполнительным директором инвестбанка "Ренессанс Капитал", возглавлял направление торговли ценными бумагами в Concorde Capital, а также руководил офисом этой инвесткомпании в Лондоне.
Приступив к выполнению новых обязанностей главный налоговик сразу презентовал "институциональную реформу ГФС", которую одобрили Яресько с Яценюком.
Тогдашний премьер подчеркнул, что налоговой и таможне не нужны косметические ремонты. А стратегия, которую представил Роман Михайлович, это "фактически строительство новой качественной европейской фискальной службы".
При этом Яценюк дал главе налоговой три месяца на реализацию первых шагов, Яресько же отметила, что реформа должна быть завершена до конца 2016-го. Вместе они поставили Насирову несколько задач.
В частности, ликвидировать коррупцию, повысить доверие бизнеса, создать прозрачную и справедливую налоговую систему, провести "тотальную" замену кадров и увеличить поступления в бюджет.
Глава ГФС задачи принял и пообещал обеспечить прозрачность принятия решений ГФС, привлекая к периодическому аудиту международных экспертов.
Он обязался улучшить систему администрирования налогов, максимально автоматизировать процесс и усовершенствовать механизм апелляционного обжалования и взыскания налогового долга, а также запустить полноценную работу "электронной таможни" и "электронного кабинета налогоплательщика".
Гарантировал провести демилитаризацию налоговой милиции и заменить силовые методы работы на административно-аналитические, собирался сконцентрироваться на крупных налогоплательщиках и увеличить количество центров их обслуживания. В добавок, он должен был уменьшить количество налоговиков, повысив зарплаты и разработав новые подходы к отбору кадров.
По-новому метет
Изменений в фискальной службе произошло критически мало. Как отмечает Тарас Козак, президент инвестиционной группы "Универ", причиной стало нежелание нового руководства ГФС проводить реформы. Он подчеркивает, что реформировать фискальную службу нужно было по двум направлениям — менять Налоговый кодекс и систему администрирования. "Не было со стороны ГФС желания упростить налоговую систему, сделать ее понятнее и прозрачнее. Фискальной службе нравилось, что это мутная водичка, в которой правильно рассчитать, как платить налоги, очень сложно. Нужно было слать письма с вопросами о том, что ГФС имела ввиду, а она отмалчивалась или отвечала "читайте кодекс", — рассказывает Козак. И только под влиянием общественности и комитета Рады, а также натиском Яресько и Данилюка удалось внести некоторые изменения в Кодекс.
На налоговую жалуется не только бизнес с экспертами, но и действующий министр финансов. Ведомство еще в сентябре 2016-го установило для ГФС ключевые показатели эффективности, которые служба должна была выполнить и отчитаться публично. "Этого не было сделано. Я пошел на инициирование дисциплинарного взыскания — выговора. Это жесткий шаг в отношении главы ГФС. Если он не выполнит поставленные задачи, следующим шагом будет увольнение", — сказал Данилюк в интервью для издания "Зеркало недели".
Чего команде Насирова достичь удалось, так это увеличения поступлений в госбюджет. Если в 2015-м налоговые поступления составили 409,42 млрд грн, то в 2016-м в бюджет наполнился 503,88 млрд грн. При этом рост наблюдался, в частности, за счет налога на прибыль, налога на доходы физлиц, акцизов с произведенных в стране товаров и с импортированной продукции. В текущем году планируют собрать и того больше — 606 млрд грн.
Но как отмечают и представители бизнеса, и эксперты с экономистами, все, даже мелкие, изменения являются результатом коллективной работы, периодических противостояний, натисков и компромиссов.
Среди позитивов последних двух лет бизнес называет появление кое-какого порядка в возмещении НДС. Хотя нельзя сказать, что это достижение именно фискальной службы — скорее результат синхронизации ГФС, Минфина и Госказначейства. "Лучше говорить, что в сфере возврата НДС стало меньше нареканий со стороны бизнеса. Только в январе этого года после длительного перерыва зачастили случаи обращений к нам по невозмещению", — рассказывает исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (EBA) Анна Деревянко.
По мнению Деревянко, ситуацию существенно улучшила ежемесячная публикация информации на сайте казначейства. "Так и бизнес больше осведомлен, и чиновники не дают себе волю", — говорит исполнительный директор EBA. Кроме того, с 1 апреля должен заработать реестр автоматического возмещения НДС. Вести и обеспечивать его прозрачность будет именно Минфин, фискальная служба будет просто вносить информацию, а казначейство автоматически производить выплаты.
По данным ЕВА, бизнес также отмечает сокращение количества переплат по налогу на прибыль. "Раньше много было авансовых выплат по налогу со стороны бизнеса, в частности, потому, что в бюджете не хватало денег. Возможно, были выше планы, может, больше воровали. Причин могло быть много, но задача стояла четкая — собрать в казну побольше. Когда невозможно было выполнить план иным способом, ГФС, в частности, делала компаниям деликатное, но настоятельное предложение заплатить налог авансом, иногда даже на несколько лет вперед. Такая практика была особо популярна в регионах", — рассказывает Анна Деревянко. По ее словам, в этом году на встрече Насирова с бизнесом ни один предприниматель не пожаловался на такую проблему. По словам Деревянко, ГФС в последнее время сменила тактику и решила не давать задачу своим региональным подразделениям по сбору налога на прибыль авансом. При этом никуда не делась проблема возмещения долгов по накопленным ранее платежам.
В свою очередь на таможне успели сделать несколько точечных проектов. Запустили в пилотном режиме на 192 пунктах таможенного оформления товаров систему "единого окна", а также автоматическое распределение деклараций. На определенных таможнях обеспечили фото- и видеофиксацию. А также создали 20 "мобильных сотен" по борьбе с контрабандой и коррупцией, в которые вошли сотрудники полиции, пограничной и фискальной служб.
Тем не менее, по словам представителей бизнеса, систему "единого окна" нужно еще дорабатывать. "В некоторых случаях растаможить товар в старом "бумажном виде" можно быстрее, чем с помощью этой системы", — говорит Деревянко. Ведь даже если компания подает все документы в электронном виде, некоторые из них необходимо все же подать и в бумажном. Но вина тут не столько таможни, сколько контролирующих служб, у которых нет достаточной материально-технической базы. Кроме того, в EBA отмечают, что налоговая пока не продвинулась в борьбе с серым импортом.
Фискальная служба под руководством Романа Насирова также не справилась и с борьбой с коррупцией.
По мнению и бизнеса, и Минфина, сохранились злоупотребления при планировании возмещения НДС, а также при формировании планов проверок. Частично проблему Минфин пытался решить путем отнятия налоговых баз у фискалов, но Верховная Рада провалила голосование за эту норму.
Много обещали, но так пока и не создали службу финансовых расследований вместо налоговой милиции. Последнюю в конце прошлого года депутаты ликвидировали, а Минфин презентовал концепцию новой службы, пообещав внести в парламент финальный документ к 8 марта. Но нет оснований считать, что создание нового органа будет легким и быстрым.
Чего ГФС во главе с Насировым определенно выполнить не удалось, так это построить доверительные отношения с налогоплательщиками. Ведь большинство предпринимателей продолжают жаловаться именно на налоговую с таможней. В частности, в прошлом году 49% всех поступивших бизнес-омбудсмену жалоб предпринимателей касались именно действий налоговой и таможни. Сетовал бизнес на налоговые проверки, задержу по возмещению НДС, криминальные производства, расторжение договоров о признании электронной отчетности и электронного администрирования НДС. Хотя, как сообщает сам бизнес-омбудсмен, ГФС в 80-90% случаев выполняет их рекомендации.
Кроме того, по словам члена Стратегической группы советников при Кабмине Павла Кухты, за это время также стоило бы принять антиофшорное законодательство и начать реализацию плана BEPS по борьбе с уклонением от налогообложения. Но ключевое, что необходимо было сделать и чего так и не произошло, — это поменять людей, которые работают в фискальной службе, резюмирует Кухта.
В чем обвиняют
Найти довольных темпом реформ в налоговой службе и работой Романа Насирова весьма сложно. Его критиковали все — от предпринимателей до министра финансов и премьера. Тем не менее, эти два года он вполне беспечно оставался на должности. Неофициально это связывают с торгом коалиции за голоса группы "Видродження", которой в Раде руководит Виталий Хомутынник. И пока Насиров оставался в своем кабинете, у коалиции фактически из 221 депутата было плюс 26 голосов.
Отстранить от должности Романа Михайловича смогли лишь после вручения подозрения в злоупотреблении служебным положением и нанесении ущерба государству на сумму около 2 млрд грн. По информации детективов НАБУ и прокуроров САП, глава ГФС необоснованно предоставлял отсрочки рентных платежей компаниям, связанным с беглым нардепом Александром Онищенко. Речь идет о предприятиях ООО "Фирма "Хас", ООО "Карпатнадраинвест" и ООО "Надра Геоцентре".
Такие отсрочки могут быть легальными. Тем не менее, по словам главы антикоррупционного бюро Артема Сытника, есть как минимум две причины, которые указывают на их незаконность. Во-первых, отсрочка предусматривает, что платежи все же будут поступать. А этого, по словам НАБУ, не происходило, хотя сам Насиров такую информацию детективов опровергает. Во-вторых, документы по отсрочкам якобы были готовы еще до того, как компании о них ходатайствовали.
Тем не менее, судебная схватка за Насирова обещает быть динамичной, ведь даже меру пресечения ему выбирают уже двое суток. Если же после ее избрания глава ГФС поспешно не покинет страну, ему грозит от трех до шести лет лишения свободы. При этом его также могут лишить права занимать определенные должности до трех лет и оштрафовать.