• Посилання скопійовано

Помилки податківців при проведенні перевірки - як скористатися: «7 хвилин» з Олександром Смирновим

Яких помилок припускається податкова при перевірці? Якими є наслідки помилок? Як скористатися помилкою?



Какие основные нарушения до проверки мы выявляем?

Первое по частоте - это незаконное включение предприятия в план-график проверок. Если у вас такая ситуация, то есть вы банально можете быть в плане-графике и не знать почему вы в нем, не понимать на каких основаниях вас туда включили. А это можно проверить.

Для того, чтобы попасть в план-график, есть специальный документ - это приказ Минфина №524. Им утвержден порядок формирования планов-графиков. То есть, по сути, там указаны критерии, попадая под которые субъект хозяйствования попадает под какой-то из классификаторов, то есть является компанией с высокой степенью риска, со средней или с незначительной, ну и соответственно ему присваивается соответствующий статус и включается эта компания в план-график.

Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что компания, которую включили и у нее, например, высокая степень риска, не понимает, по какому из критериев ее включили. Вы можете взять эти критерии с приказа Минфина №524 и просеять свою компанию под эти них. И вы можете удивиться, что вы не подходите ни под один критерий, который присущий компаниям с высокой степенью риска. Что тогда делать? Вот это распространенная, очень серьезная ошибка налоговиков, которую они, понятное дело, не признают.

Что делать в этом случае, если вы увидели ошибку? Вам нужно обратиться в налоговую службу. Это можно сделать либо через запрос о предоставлении публичной информации, через адвокатский запрос. И получить ответ из налоговой службы, по каким критериям вас включили, например, в статус компании с высокой степенью риска, чтоб вам конкретно указали. Соответственно когда вы получите информацию из налоговой, вы получите копию решения о том что вам присвоили этот статус и по каким критериям вас туда кинули. Тогда вы сможете решение обжаловать и не дожидаться например октября 2021 года, а сейчас в мае обратиться в суд и попытаться "выбить" себя из этого плана-графика по простому основанию, что вы не попадаете ни под один критерий, который присущий компаниям с высокой степенью риска. 

Второе по популярности -  это неуведомление или несвоевременное уведомление о плановой проверке. Вы знаете, что налоговая служба должна не позднее чем за 10 дней до начала проверки, плановой, письменно уведомить вас и прислать вам уведомление о начале проверки. И там будет указано, какая проверка, когда начинается и т.д. Так вот произойти это должно не меньше чем за 10 дней до начала проверки. Налоговая иногда этот срок сокращает. То есть направление вам приходит позже, например за 5 дней до начала проверки, за три дня до начала проверки. Сразу отвечаю на вопрос - ошибка, а что делать? У вас есть два варианта:

1. Вы можете сказать: ну что ж, жизнь тяжелая и т.д. и допустить не смотря на процедурные нарушения, что вы узнали о проверке за 3 дня, и далеко не всегда за 3 дня, иногда узнают в момент самой проверки. Пришли, вот кстати вам уведомление, распишитесь и мы сразу заходим.

2. Конечно же не допускать. Срок сдвигается: если дата начала проверки у вас 10 число, а получили вы уведомление 5-ого, то проверка у вас по сути должна начаться 15-ого. То есть с 5-ого должно пройти 10 дней, уведомление вам вручается не позднее чем за 10 дней. Значит проверка не может начаться раньше 15-ого, формально. Но помните, что у налоговой, например, по вам может быть срок проведения всего 5 дней и тогда у налоговой будет «или пан или пропал». То есть прийти через 5 дней они не могут, им придется тогда просто оформлять недопуск, арестовывать вам счета и активы и т.д. То есть понимаете, есть с чем бороться, есть с чем работать и тут очень важно принимать правильные решения по ситуации.

Это наверное два самых распространенных, который приходят в голову.

Нарушения, которые происходят при проверках, я назвал бы три:

1.  Выход за рамки проверки, то есть выход за рамки самой проверки, иметься введу не за предмет даже проверки, что сложно сделать если мы говорим о комплексной проверке (например, когда в рамках одной камеральной проверки делаются выводы, которые присущи исключительно документальным выездным проверкам). Например, по НДС вам делают камеральную проверку, по отчетности, фиксируют, что у вас есть какие-то нестыковки и в выводах акта пишут, что таким образом вы условно не доплатили налоговые обязательства по НДС на 500 тыс. грн. Тогода делают выводы, ну фактически вам выписывают налоговое уведомление-решение и вроде бы как вы виноваты. Дело в том, что тот же Налоговый кодекс говорит, что установление нарушений, например, сумы НДС, за какой период он не уплачен, налоговые обязательства по НДС устанавливаются только документальными проверками. Как быть? Как же установить такие выводы в рамках камеральной проверки? Это незаконно. Тут тоже ситуация, хотя это безусловно ошибка, в нашу пользу. То есть если мы такое видим, то мы можем достаточно быстро и в такой более «лайт» версии пройти суд.

2. Нарушение самой процедуры проверки. То есть каких-то злостных нарушений в части непосредственного проведения проверки не встречаются. Если они есть, то они скорее технические, технологические. То есть есть какие-то непонятные действия, требуют какие-то документы, оригиналы, например, документов там, где это не логично, давать оригиналы документов, пытаются снимать оригиналы документов на видео, тоже такая интересная тема от налоговиков. И вот это все, понятное дело, можно отнести к разряду ошибок самих налоговиков. Хотя насколько это можно назвать ошибкой, если это делается умышлено, по заблуждению это все делается.

3. Послепроверочные ошибки налоговиков. Здесь наверное базовая ошибка - это то, как составляется акт проверки. Назовем это так – «некачественный» акт. То есть чем хуже акт в плане качества, тем лучше нам, тем лучше предприятию и тем лучше специалистам, которые сопровождают обжалование проверки. Поэтому жаловать на плохие акты абсолютно нельзя. Мы должны радоваться, что налоговая пишет плохие акты, что они отвратительно описывают нарушения, которые они выявили, что они не ссылаются на документацию, которую они видели и могли ее описать как нарушение, а они этого не сделали, или сократили, или объединили с чем-то. Получается, что за все это, за всю, скажем так, глупость и непрофессионализм вы должны благодарить эти органы. Чем хуже будут акты, специалисты в отделе аудита, тем лучше нам, как бы это не звучало. Понятное дело, что кто-то хочет бороться с сильными, но тут речь идет о деньгах, о бизнесе, о налогах и об огромных доначислениях. Поэтому здесь, чем быстрее мы проходим этот путь, чем легче он нам дается, чем дешевле он нам дается, тем лучше. Поэтому основным послепроверочным нарушением я бы назвал это.

И второе послепроверочное нарушение (я бы даже назвал это злоупотреблением) - это когда налоговая сознательно делает так, чтобы мы с вами не могли попасть на рассмотрение возражений. Сейчас поговорим коротко и емко о возражениях, объясню что сейчас говорит Налоговый кодекс, в последней редакции по данным вопросам и чем чревата подача дополнительных документов и пояснений. Так вот налоговая делает сознательно так, чтобы когда вы пишите в заявлении, что требуете, чтобы ваши возражения были рассмотрены непосредственно с вашим участием, чтобы вас уведомила налоговая заранее о дате и времен, где все это будет происходить, налоговая делает уведомление день в день. И зачастую о том, что в 14:00 в налоговой будет рассматриваться ваше возражение вы узнаете в 13.00. То есть вы физически не успеваете попасть в место рассмотрения. И все. То есть это не честно и не правильно. Я не могу сказать, что от вашего присутствия многое зависит, но тем не менее я считаю, что если лицо имеет право присутствовать при рассмотрении его возражений и сделало все технические моменты, связанные с этим, то есть подало заявление, указало, что хочет присутствовать, готово приехать и присутствовать. Я считаю, что налоговая не имеет право такими хитрыми моментами ужимать себе сроки рассмотрения акта.

 ***

УВАГА!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER. Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Джерело: 7eminar.com

Рубрика: «Дебет-Кредит»/Новини партнерів

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Новини партнерів»