«В связи с постановлением №49, безусловно, возникает масса вопросов. В первую очередь, это связано с тем, что на системном уровне у каждого конкретного банка есть свои нюансы. В надсистемном измерении был жестко обрезан доступ на межбанк для покупки валюты, чтобы удержать курс. Требования НБУ теперь вызывают несоответствие между договорами банков с клиентами и новыми правилами», – характеризует общую ситуацию президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.
Первый вопрос связан со сроками погашения долгов, подлежащих к оплате до 15 февраля. Согласно постановлению №49, при покупке валюты по поручению юрлиц или физлиц-предпринимателей банки должны придерживаться следующей процедуры. Средства зачисляются на счет 2900. Покупка валюты с этого счета возможна только на шестой операционный день после зачисления. А если какой-то компании необходимо погасить долг до 15 февраля? Компании не хотят просрочить платежи по долгам, а банки, в свою очередь, не знают, могут ли продать валюту с такой целью клиенту, или должны проводить некую техническую операцию.
Соответствующие вопросы направлены в НБУ банкирами в понедельник, 10 февраля. «По договорам с нерезидентами это невозможно. По договорам о покупке валюты все равно заявку нужно подавать за шесть дней, поэтому получить валюту можно будет через шесть дней. Мы обращались в НБУ за дополнительными разъяснениями, но пока их не получили. И пока что мы действуем в рамках этого положения», – высказывает позицию своего банка председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук. Часть банков все-таки идут навстречу клиентам, используя технические операции.
Второй вопрос – овердрафт. Можно ли предоставлять клиентам валютные овердрафты? По результатам опроса, ряд банков проводит такие операции, тогда как остальные ждут пояснения со стороны НБУ. «Мы с юридическим управлением подумали и пришли к выводу, что у нас нет оснований отказать клиентам в выдаче денег по овердрафту. Овердрафт – это кредитная операция со всех точек зрения; если брать экономический учет – это чистый кредит. По ссудным же счетам никаких ограничений в этом постановлении нет», – говорит первый заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин. По его словам, со ссудных счетов банки могут выдавать средства свободно.
«Мы вспомнили времена, когда со ссудных счетов делались платежи напрямую на контрагентов данному клиенту, на основании первичных документов – счетов-фактур, договоров и так далее. Кроме того, у нас есть договор о предоставлении овердрафта, в котором прописаны наши обязанности, и по которому мы обязуемся предоставить данную услугу. Если мы этого не сделаем, мы нарушаем определенные обязательства, что чревато штрафными санкциями или исками со стороны клиента», – подчеркивает Крапивин.
Дмитрий Гриджук объясняет, что постановление не предусматривает ограничений по овердрафту, а рассматривает текущий остаток по счету. «Мы ввели внутренние нормативные документы, которые устраняют этот недостаток и позволяют клиентам получать деньги как на текущий остаток по счету, так и краткосрочные кредитные линии под текущие поступления», – рассказывает Гриджук.
Третью спорную ситуацию описывает Павел Крапивин. «Допустим, клиент очень хочет отправить деньги сверх текущего счета на утро. У банка есть такая возможность. Теоретически это запрещено. Но какой будет ответственность банка за это? Совершенно непонятно – идти навстречу клиенту или не идти, – констатирует Крапивин. – Единственный вывод, который мы для себя сделали – НБУ найдет решение, как на нас воздействовать. Поэтому мы решили не баловаться и действовать в рамках правил».
Четвертым вопросом являются платежи внутри группы. Банки ожидают разъяснений НБУ относительно возможности переводить валюту со счета одного юрлица на другие счета этого же юрлица в рамках группы. Кроме того, не разъясненным остается момент с возможностью использовать овердрафт на выплату зарплат.