С украинского рынка в прошлом году ушло семь иностранных банков. Это финучреждения, которые после «оранжевой» революции дали сигнал Востоку и Западу: «Проверено – мин нет! Территория Украины готова к сотрудничеству».
Украина после «оранжевой» революции стала модной страной, иностранцы наперегонки заходили в нее. В одном тендере иногда между собой боролись шведские SEB и Swedbank, итальянские UniCredit и Intesa Sanpaolo. Акционер любого украинского банка мультиплицировал свои акции в 7-8 раз и считал себя мультимиллионером. Иностранцы верили в Украину, платили миллиарды долларов за раздутые перед продажей украинскими акционерами сети и активы. Они заходили, делали ребрендинг, рестайлинг, накачивали капиталы банков сотнями миллионов долларов.
Кризис 2008 года обнажил все несовершенство банковского рынка Украины: проблемное законодательство, дутые активы, инсайдерские кредиты бывших акционеров, невозможность изъять залоги у проблемных заемщиков, тотальную коррупцию в судах по хозяйственным спорам. Центробанки западных стран требовали у своих банков возвращать инвестиции, а НБУ требовал наращивать резервы и докапитализировать банки. Чтобы решить эту задачку, западные финансовые институты решили сбросить балласт и зафиксировать убытки.
Сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию: банкиры и представители украинских финансово-промышленных групп – Николай Лагун, Александр Адарич и Вадим Новинский – скупают у иностранцев банки с токсичными активами. Они в силах бороться с проблемными заемщиками, так как приближены к административному ресурсу, который является ключевым при решении споров в отношении залогов по проблемным активам. Используя слоган российской внешней политики «Принуждение к миру», этим финансовым группам по силам заставить заемщиков платить по кредиту, забрать залог или взыскать дополнительное имущество.
Но можно заработать и без приближенности к админресурсу. Некоторые финансисты готовятся к созданию новых банков – их формат, стратегии развития уже имеют совершенно иной инновационный вид. Банки-магазины, банки – ІТ-компании, банки – мобильные операторы, банки без отделений, интернет-банки, банки – социальные сети – это завтрашний день, хотя маркетолог Филипп Котлер уже обозначил свое отношение к нашей действительности: «Будущее отнюдь не ожидает нас: оно наступило».
Равняться есть на кого – польский банк Alior Sync, канадский ING Direct, американские Capital One и Simple Bank, российский «Тинькофф. Кредитные системы»... Уже сегодня VISA и Master Card внедряют совместные технологии с Google, в Германии, по прогнозам Deutsche Bank AG, уже с 2015 года планируется массовая продажа банковских услуг через социальные сети. Банки в их классическом виде с сотнями отделений, тысячами сотрудников и миллионными административными расходами скоро перестанут конкурировать с банками, которые будут у каждого клиента в кармане, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 – в год, пока не разрядилась батарея смартфона или планшета.
Разрушение границ в сфере финансовых и банковских услуг грядет в скором будущем, локальные банки для прогрессивных потребителей будут малоинтересны, крупнейшие финансовые группы и социальные сети уже разрабатывают инструменты, которые помогут проникнуть в каждый гаджет, находящийся во всемирной паутине, независимо от границ.