Правительство планирует ввести спецналог на прибыль и изменить правила налогообложения доходов от капитала. Это предполагает разработанный Министерством финансов проект закона.
Суть инициативы Минфина заключается в введении спецналога на прибыль для банковских учреждений и кредитных союзов, начисленного на сумму процентов в пользу физлиц по срочным и текущим вкладам по ставке, указанной в ст. 151 Налогового кодекса (НК), то есть 18 %. Отчетным периодом для спецналога на прибыль будет месяц.
Закон должен вступить в силу с 1 июля 2014 г. Документом предлагается прописать критерии для ИСИ и фондов операций с недвижимостью, в соответствии с которыми их доходы (проценты) не будут облагаются налогом. Правда, только в том случае, если не менее 95 % активов предприятия оформлены в сертификаты фонда операций с недвижимостью, а также структурах, созданных на срок строительства объекта. Предполагается, что эта норма будет действовать два года с момента получения ИСИ и фондами инвестиционных активов. Сейчас подобных ограничений и критериев в НК нет.
По словам партнера налогово-юридического департамента Deloitte Андрея Серветника, мировая практика устанавливает несколько другие параметры — ИСИ не облагаются налогом на уровне доходов от его активов. «Более разумным было бы включить в базу налогообложения только доход в виде процентов от займов, предоставленных ИСИ», — убежден эксперт. По словам руководителя налоговой практики Baker Tilly Ukraine Рустама Вахитова, эта норма резко снизит количество институтов совместного инвестирования, так как объем использования ИСИ зачастую превращался в обычный инструмент налогового планирования. Что же касается спецналога на прибыль, то, по его словам, это дополнительный налог на прибыль банков. «По сути, государство ищет возможности для наполнения бюджета за счет дополнительной базы налогообложения», — утверждает Серветник.
Прогрессии сбавят темпы
Действующий сегодня закон о предотвращении финансовой катастрофы предусматривал применение с 1 июля прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц (процентов, роялти, инвестприбыли, дивидендов) по ставкам 15 %, 20 % и 25 % в зависимости от объема годового дохода. Предлагаемый правительством проект закона изменяет положения действующего законодательства. В частности, законопроектом предлагается облагать налогом доходы от капитала, за исключением дивидендов и процентов по депозитам по таким ставкам: 15 % если объем доходов за налоговый год не превышает 410 прожиточных минимумов (на сегодняшний день 482 160 грн), 20 %, если доход вписывается в вилку 410‑820 прожиточных минимумов, и 25 % — на доход свыше 820 прожиточных минимумов (964 320 грн).
В свою очередь на дивиденды и проценты по депозитам в банках и кредитных союзах предлагается установить следующие ставки: 0 % на проценты до 410 прожиточных минимумов, а также 5 % и 10 % на дивиденды в зависимости от того, превышает или нет их объем 820 прожиточных минимумов. По словам Андрея Серветника, рассматриваемый законопроект предлагает смягченный вариант шкалы для дивидендов и процентов — 0‑5‑10 %, что сделает такой доход гораздо более привлекательным. «К сожалению, высокая прогрессивная шкала сохранена для других доходов. Из‑за этого может появиться желание замещать выплату, например, роялти в пользу физического лица — ставка 25 %, тогда как ставка для юридических лиц — 19 % (при возможности создать затраты)», — считает эксперт.
Трудности перевода
Банкиры не в восторге от инициативы Минфина ввести дополнительный налог. Независимая ассоциация банков Украины считает, что следствием такого шага будет рост стоимости привлеченных банками ресурсов, что сделает невозможным снижение кредитных ставок. «Базой налогообложения будет сумма процентов, начисленных в пользу физических лиц по вкладам (депозитам), текущим и другим счетам, без уменьшения такой суммы процентов на сумму этого налога. То есть, предлагается облагать налогом расходы кредитно-финансовых учреждений», — говорится в сообщении НАБУ. По мнению первого заместителя председателя правления Укргазбанка Станислава Шлапака, это решение уменьшит прибыльность банковской системы.
«Этот специальный налог противоречит экономической сущности налога на прибыль. Ведь его обязательно будут платить и те банки, которые показывают отрицательный финансовый результат. Это все равно что человека со сломанной ногой выталкивать на беговую дорожку», — сокрушается Шлапак. По его словам, для финучреждений проценты по вкладам — это затраты, а не прибыль. «Только в Укргазбанке за год наши потери от этого налога составят 100 млн грн», — говорит банкир. В целом по банковской системе дополнительные налоговые расходы финучреждений от введения спецналога составят чуть более 10 млрд грн в год. В качестве альтернативы банкиры предлагают остановиться на налогообложении по фиксированной ставке доходов физических лиц, полученных от размещенных депозитов. При этом с целью упрощения уплаты и администрирования этого налога банки готовы взять на себя функцию налогового агента. Впрочем в аппарате Минфина признаются, что вряд ли пойдут на пересмотр этой нормы. К тому же, по словам Вахитова, спецналог также вводился, например, в Германии как увеличение обычного налога на прибыль (на нужды интеграции Восточной Германии после объединения страны).
В России в начале 1990‑х банки и другие финансовые учреждения также платили налог на прибыль по более высокой ставке. «Если в немецком опыте указанная мера была нейтральной и не создавала дисбаланса, то в России она стимулировала вывод банковских операций в обычные компании для получения более низкой ставки на прибыль. В украинских условиях это, скорее всего, приведет к уменьшению выплачиваемых процентов по депозитам, (так как с этой суммы банки и будут платить спецналог), а также к появлению схем по обходу этих правил и выплате доходов в иной, заувалированной форме либо к оттоку средств с депозитов в иные виды инвестирования», — прогнозирует эксперт.
Все эксперты сходятся лишь в том, что обложение налогом доходов от процентов, доходов от инструментов совместного инвестирования и прочих аналогичных доходов стоит производить посредством обложения их налогом на капитал, при котором проценты по депозитам в банках будут облагаться по более низкой ставке. А это снизит привлекательность инвестиций в украинские проекты и наверняка вызовет к жизни схемы по минимизации этого налога.