Недавно президент Петр Порошенко подписал законы, которые усиливают «независимость и институционную способность» Национального банка. Речь идет о законопроектах №2742 и №2743, которые были приняты Верховной Радой в июне.
Следует учитывать, что народные депутаты проголосовали за эти законопроекты не только исходя из собственных лоббистских интересов, но и потому что данные документы просто необходимо было принимать. Виной всему являются обязательства, которые Украина взяла на себя перед Международным валютным фондом: кредиторы требовали принять подобные законопроекты, существенно усиливающие роль регулятора. Очевидно, что руководству МВФ нужен сильный Национальный банк в Украине, который бы нес ответственность перед кредиторами. Это подтверждают и эксперты области.
«Реальная задача принятия этих документов состоит именно в том, чтобы удовлетворить требования МВФ. Основными новациями, которые вводятся этим законом, является изменение процедуры распределения прибыли Нацбанка, увеличение роли его совета в деятельности регулятора, изменение функций правления НБУ, а также уменьшение его состава», — отметил Иван Староста, партнер АО «Клочков и партнеры».
Основные функции
На первый взгляд, предусмотренные в документах изменения должны носить положительный характер, и, возможно, в наше непростое время усиление функций Нацбанка - необходимая мера. Однако, отдельные особенности нововведений не являются совершенными.
Основные функции НБУ, которые заключаются в обеспечении стабильности гривны, поддержании стабильности банковской системы и экономического роста в стране, как утверждает президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко, в документах не претерпели никаких изменений. Важно лишь, чтобы власть более не давала своих «рецептов» по выполнению таких функций, что уже неоднократно случалось. Новые полномочия регулятора призваны уберечь банки и их клиентов от неразумных решений высшего руководства страны.
Отметим, что независимость центрального банка не является новшеством для европейских стран, где регуляторы уже давно работают самостоятельно, не «под диктовку» правительства.
«Большая независимость и самостоятельность Нацбанка, которая определена этим законами, может повлиять на то, что эта структура перейдет на хозяйственный расчет. Как показывает практика работы европейских банков, которые являются чрезвычайно зарегулированными, усиление регуляторных функций центробанков положительно влияет, прежде всего, на риски, которые получают акционеры финансовых учреждений и вкладчики. В то же время именно так легче бороться с отъявленными преступниками, которые хотят легко набрать кредитов, однако потом не изъявляют никакого желания их возвращать», — отметил председатель правления KSG Bank Олег Блозовский.
Право на ошибку
Новый закон дал представителям НБУ неприкосновенность, которой ранее обладали лишь народные депутаты и судьи. Документом фактически допускается неподсудность членов совета, правления и других служебных работников Нацбанка.
«В законе четко говорится, что все эти лица не несут ответственности за какие-либо действия или бездеятельность, если они принимали решения в рамках их полномочий, которые осуществлялись согласно Конституции и законов Украины. Также непонятно, почему за причинение вреда отдельным лицом из Нацбанка расплачиваться должен не он, а государственный бюджет Украины», — говорит Александр Сугоняко.
Согласно новым правилам, судам теперь вообще запрещено приостанавливать решения Нацбанка в рамках судебных разбирательств. Эта норма противоречит Конституции, которая гарантирует каждому гражданину Украины право на обжалование. Таким образом, можно смело говорить о том, что новый закон в некотором смысле ущемляет конституционные права и свободы граждан.
Прибыль
Изменения коснутся также распределения прибыли Нацбанка. Так, в прошлом году НБУ перечислил 50% своей прибыли в госбюджет, остальные средства ушли в резервы. Из года в год Нацбанк отдавал в госбюджет определенную сумму средств, которая еще не была заработанная, а была лишь предусмотрена в смете доходов и расходов. Теперь же регулятор будет перечислять деньги в бюджет государства только после формирования резервов, которые должны достичь 10% его обязательств, авансовое перечисление средств запрещено.
Внутри НБУ
Перестройке подлежат и внутренние взаимоотношения между отдельными «звеньями» Нацбанка. Отныне совет НБУ разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики на основе предложений, которые предоставляет правление Нацбанка. Александр Сугоняко считает, что это забирает у Совета возможность выполнять свои конституциональные функции, поскольку предложения правления в этом случае будут трактоваться как обязательные.
Интересным моментом является норма, которая содержится в так называемых «Заключительных положениях», согласно которой разные члены совета Нацбанка назначаются на свои должности с разным для каждого сроком – от четырех до семи лет. При этом, остается необъяснимым принцип, по которому эти сроки будут устанавливать. Такой нюанс может создать благоприятную почву для коррупционных проявлений и осуществления давления на членов совета НБУ.
Иван Староста считает, что изменения внутренней организации Нацбанка и его взаимоотношений с внешним миром пока не являются настоящей реформой. Однако такие перемены могут стать началом большого пути Национального банка и с этим согласен Олег Блозовский, который считает, что НБУ готовится к глубокой реорганизации.