Мутная история
История с якобы имевшими место продажами копий паспортов граждан через сеть Интернет уж слишком подозрительна. Пребывавшие доселе в блаженном неведении СМИ вдруг осознали всю масштабность проблемы, а отдельные эксперты предложили, ни много ни мало, закрыть все обменки. Обратили внимание на проблему и в Нацбанке: замглавы регулятора Вера Рычаковская пообещала в ближайшее время предпринять необходимые шаги.
Впрочем, один из не последних представителей власти предложил удивительно простое решение проблемы - отменить норму о необходимости копирования документов граждан, обменивающих валюту. Однако что-то подсказывает, что должность главы Госслужбы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Михаила Бродского не столь значительна, чтобы ко мнению ее занимающего прислушивались власть имущие.
Но все по порядку. Во-первых, говорят эксперты, юристы и участники рынка, продавать копии паспортов могут далеко не только сотрудники пунктов обмена валют. Возможность копировать документы граждан имеют банки, нотариусы, кредитные союзы, профессиональные участники фондового рынка (например, регистраторы) и др. И не обязательно для этого обменивать валюту. Таким образом, обвинение сотрудников обменных пунктов "без суда и следствия" выглядит, как минимум, подозрительно.
О возможных заказчиках
Собеседники ЛІГАБізнесІнформ на условиях анонимности отмечают, что, скорее всего, информационная кампания - очередной этап перераспределения крупного бизнеса в стране. "Это вопрос конкуренции крупного бизнеса. Упразднение пунктов обмена не решит проблему торговли клиентскими данными", - уверен Данил Гетманцев, почетный президент юрфирмы Jurimex.
Впрочем, считает партнер ЮФ Ильяшев и Партнеры Максим Копейчиков, вряд ли заказчиком информационной кампании являются банки. Хотя устранение конкурента на рынке обмена валют им только на руку. "Это часть большого плана. Начала борьбы с обменками давно следовало ожидать в свете наметившейся тенденции увеличения фискального давления, инициатив о всеобщем декларировании доходов и вполне ожидаемой инициативы о внедрении непрямых методов определения базы налогообложения физлиц", - отмечает юрист. Ключевой идеей для НБУ выступает детенизация экономики и привлечение валютных средств населения в валютные ОВГЗ и другие инструменты. Понятно, что банки значительно проще контролировать, чем пункты обмена валют. Хотя зарубежный опыт показывает, что контроль над обменными пунктами может быть вполне эффективным. К примеру, в Чехии обменять валюту можно даже в киосках, торгующих продуктами питания.
Прогнозировать исход ситуации никто, кроме, возможно, наиболее осведомленных лиц в НБУ, не возьмется. Впрочем, предпосылки к закрытию обменных пунктов налицо.
Следует также понимать, что возможная ликвидация обменных пунктов гармонично вписывается в рамки широкомасштабной кампании НБУ в поддержку национальной валюты, поскольку серьезно усложнит процесс конвертации для потребителя и вполне способна охладить стремление населения покупать доллары, считает ведущий финансовый аналитик TeleTrade Богдан Терзи. "Регуляторы понимают, что эффект от недавно введенной паспортизации уже исчерпал себя. Добавим к этому особенности исполнения законов в нашей стране - сейчас в обменном пункте можно спокойно "договориться" и обменять деньги, не предъявляя документов. С таким же успехом обменники найдут лазейки, чтобы обойти закон о сборах за конвертацию валюты. А вот в банке "договориться" не получится, - уверен финансист. - Поэтому слухи о возможной ликвидации обменников имеют под собой почву и выглядят вполне логичным шагом со стороны Нацбанка".
Опрошенные ЛІГАБізнесІнформ эксперты уверены, что если заказчиком информационной атаки на обменки является НБУ, то, скорее всего, в ближайшее время следует ждать сворачивания деятельности пунктов обмена валют. Их нишу займут банки.