Основные положения: на равных должностях мужчинам и женщинам обязаны платить одинаковую зарплату, а в перспективе половина топ-менеджеров должна быть прекрасного пола. На первом этапе цифры скромнее — лишь 30% руководящих постов хотят до 2016 года отдать дамам, введя для этого квоты на законодательном уровне. В виде «компенсации» мужчины получат право на 2-недельный отпуск при рождении ребенка. Сейчас картина такова: среди руководителей крупных предприятий на одну даму приходится 7 мужчин, по средним фирмам соотношение 1:5, в мелком бизнесе — 1:3 в пользу сильного пола. Среди нардепов всего 8% женщин, или одна на 11 мужчин, в Кабмине — одна на семь.
Федерация работодателей против квот: по словам зампреда ФРУ Вячеслава Быковца, работодатель прежде всего смотрит не на пол, а на профессиональные качества сотрудника. В то же время, по данным кадрового агентства «Хедхантер», женщины сами при поиске места запрашивают зарплату на 15—20% меньше, чем мужчины, претендующие на такую же должность. То есть изначально сами ставят себя в невыгодное положение. Директор по кадрам крупного холдинга Валентина Федорова говорит, что неравенство между мужчинами и дамами как в должностях, так и в зарплатах — признак компаний с низким уровнем квалификации топ-менеджмента. Но она согласна, что традиционно при выборе кандидата на должность начальника многие «топы» предпочитают мужчин: мол, ими руководить проще — если выругаешь, не будет слез и истерик. Кроме того, женщина-руководитель может уйти в декрет, а это лишние проблемы, которых лучше избежать.
Нардеп Михаил Чечетов (ПР) затруднился ответить, примет ли Рада предложения Минсоцполитики, ведь у депутатов может взыграть мужское самолюбие. Но, по его мнению, подобные квоты унижают женщину, делают ее человеком второго сорта: «Так исторически сложилось, что мужчина — добытчик, поэтому его надо продвигать в начальство и платить больше. Считаю, что это неправильно, сейчас многие дамы руководят лучше мужчин. Но такие проблемы надо решать на уровне семьи — если муж помогает жене по хозяйству и в воспитании детей, она может делать карьеру». Депутат от оппозиции Ксения Ляпина, наоборот, называет программу гендерного равенства полезной для общества и уверена, что регионалы ее примут, дабы «набрать очков» перед выборами президента. Но на практике она выполняться не будет, потому что не заложена ответственность за несоблюдение квот и нереально проконтролировать, какие кому платят зарплаты, особенно в частных структурах.