Почти все опрошенные международным кадровым порталом HeadHunter (87%) считают: учиться во время работы необходимо. В первую очередь для того, чтобы постоянно повышать свою квалификацию. Еще десятая часть респондентов (11%) рассматривают обучение важным для саморазвития, но вовсе не обязательным. И только 2% называют дополнительное образование бесполезной тратой времени.
Больше других заинтересованы в дополнительном обучении IT-специалисты (94%). И это не удивительно — чтобы быть востребованным, разработчик обязан быть в курсе всех новшеств и постоянно повышать квалификацию. Не отстают от айтишников агроменеджеры (92%) и работники сферы услуг (90%). Меньше других заинтересованы в повышении квалификации работники гостиничного и ресторанного бизнеса.
Чем выше должность офисного работника, тем лучше он понимает необходимость дополнительного образования. Так, процент линейных менеджеров, считающих дополнительное образование необходимым, — 75%, управленцев среднего звена — 88%, а среди топ-менеджеров обязательным повышение квалификации считают 91%.
В среднем более чем половина офисных сотрудников (65%) получали дополнительное образование по инициативе работодателя. Чаще всего своих работников обучают крупные компании — чем больше компания, тем больше процент тех, кого обучают.
Больше других обучают своих сотрудников работодатели в агросфере, банках, консалтинге и IT.
Очевидно, что обучение в банках необходимо, так как большое количество сотрудников должны работать по единому стандарту и постоянно быть в курсе новых продуктов и изменений. Схожим образом обстоят дела в IT-сфере — быть в курсе всех обновлений значить быть успешным в бизнесе.
Самые популярные виды обучения у работодателей — профессиональные тренинги, психологические тренинги, "полевое обучение" или стажировка. А вот на глобальные проекты — помочь сотруднику получить МВА или второе высшее образование, или хотя бы краткосрочное бизнес-образование — компании идут неохотно и не часто.
У тех, кто пока не успел поучиться по воле работодателя, есть несколько причин. Первая и главная — в компании вообще не проводится обучение сотрудников (80%). Как мы упоминали выше, такая ситуация чаще встречается в небольших или средних компаниях. А вот в крупных компаниях более популярная причина имеет временный характер — специалист просто не попадает в обучающие программы или пока не нуждается в них. Десятая часть сотрудников не учатся по причине отсутствия финансирования.
Если работодатель требует от сотрудников повышение квалификации, он, как правило, за него и платит. В 77% случаев образование проводится за счет работодателя, реже (17%) часть оплачивает работодатель, а часть сотрудник. Очень редко оплачивать учебу из своего кармана приходится самому работнику (5%), иногда они делают это на льготных условиях (1%). Чем больше компания, тем чаще платит работодатель. В компаниях до 100 человек за обучение сотрудников платят из бюджета в 69% случаев, а в более крупных организациях этот процент доходит до 82%.
Интересен также тот факт, что за линейных сотрудников и менеджеров среднего звена работодатели платят чаще, чем за топ-менеджеров (78% против 61%). Очевидно, что дорогое, часто индивидуальное обучение, необходимое руководителям высшего звена, работодатель может позволить оплатить себе только частично.
Работодатели часто заинтересованы в активном обучении линейных специалистов и менеджеров среднего звена еще и потому, что из них удобнее "выращивать" топ-менеджеров в своих рядах, чем брать на высокую должность незнакомого человека. Например, лауреат Премии "HR-Brand 2012" компания "Фокстрот" основала у себя целую "Школу директоров". В ней проходят обучение молодые, но перспективные сотрудники. У каждого из них есть шанс после окончания попасть на позицию руководителя розничного магазина. Благодаря этой системе, компания закрывает более половины управляющих вакансий из своих внутренних резервов, а это и дешевле, и эффективнее.
Кто платит — то и заказывает музыку, а точнее, программу обучения. В больше чем половине компаний (65%), чему и как учиться, определяют за сотрудника либо непосредственный руководитель, либо генеральное руководство компанией. Реже (23%) такое решение принимается сообща, учитывая мнение и сотрудника и менеджмента, очень редко (12%) у работника есть возможность самому определить, чему лучше учиться.