Количество украинцев, заказывающих товары из-за рубежа с помощью интернета, из года в год растет. Если учесть, что международных посылок насчитывается около 10% от всех посылок Укрпочты, то в 2007-м в Украину пришло приблизительно 1,6 млн посылок, а уже в 2011-м — 2,8 млн. В украинском представительстве DHL подтвердили тенденцию: за два года международный оборот в компании вырос на 60%. Рост, в частности, обеспечили заказы в заграничных интернет-магазинах. Причин для нынешнего и будущего роста достаточно. Во-первых, многие зарубежные онлайн-площадки принимают украинские платежные карты, а соответственно, количество карт для покупок в сети растет. Во-вторых, в Украине увеличивается количество интернет-пользователей и интенсивно развивается ШПД-интернет. По данным iKS-Consulting, в I квартале 2012-го 31%, или 5,53 млн украинских семей были подключены к скоростному интернету, два года назад данный показатель составлял менее 20%. В-третьих, упрощаются правила ввоза товаров из-за границы. Маркиян Мальский, партнер, руководитель западноукраинского филиала адвокатского объединения Arzinger, рассказывает, что ст. 234 и ст. 374 нового Таможенного кодекса, который вступил в действие 1 июня 2012 года, увеличивает сумму ввозимых из-за рубежа товаров, на которые не начисляются таможенные платежи, до EUR300. В предыдущей редакции ТК необлагаемая платежами стоимость импортных товаров составляла EUR200. Сейчас при превышении указанных EUR300 с разницы взимается 10%-ная пошлина и 20% НДС от превышенного лимита стоимости товара. «Увеличение барьера беспошлинного ввоза благоприятно отобразится на рынке», — замечают в компании «DHL Украина». Кроме того, снижена ставка пошлины (с 20% до 10% за товары стоимостью до EUR10 тыс.), а также сняты ограничения по весу товаров (ранее было ограничение до 50 кг), пересылаемых в международных почтовых или экспресс-отправлениях, говорит Маркиян Мальский. Наконец, четвертая и самая любопытная причина возможного роста интереса украинцев к зарубежным онлайн-площадкам. Ряд экспертов, с которыми беседовали журналисты Контрактов, отмечали, что катализатором роста могут стать нынешние проблемы в работе крупнейшего отечественного онлайн-магазина rozetka.ua, склады которого в начале июля налоговая милиция проверяла на наличие контрабандного товара, а сам магазин работал с перебоями.
Ценовой сговор
За рубежом цены ниже, а выбор товаров больше. По словам Дениса Довгополого, основателя бизнес-инкубатора GrowthUp, наценка отечественной розницы составляет не менее 300%, а многие известные международные марки в Украине продаются через дистрибьюторов. В результате это приводит к тому, что у нас все стоит дороже при ограниченном ассортименте. К примеру, в Польше диван IKEA серии Karlstad через официальный сайт производителя продается за 1,2 тыс. грн (в переводе с польских злотых), в Украине через посредников — 9 тыс. грн. Речь идет не только о цене, но и об эксклюзивности. Насколько дешевле шведская мебель, настолько шире выбор популярной американской марки Victoria’s Secret на главном сайте в США. Если в Украине ассортимент продукции (компания у нас официально не представлена) ограничивается в основном нижним бельем, то онлайн-площадка victoriassecret.com предлагает одежду всех категорий, обувь, аксессуары, косметику, парфюмерию и пр. «Некоторые раритетные книги и музыку можно купить только за границей, хотя доля таких заказчиков в Украине очень небольшая», — говорит Дмитрий Шоломко, директор украинского представительства Google. Главным образом с помощью интернета украинцы заказывают за рубежом мелкие товары — книги, DVD, небольшие гаджеты, аксессуары к мобильным телефонам, одежду, обувь, игрушки и даже запчасти к автомобилям. Средняя сумма покупки ограничивается EUR100–150, утверждают в DHL. Книги, DVD заказывают в магазинах Европы и США, а одежду и мелкую радиоэлектронику — из Китая. В Поднебесной продаются реплики — подделки под известные IT-марки, стоящие в разы дешевле. «Даже специалисты редко отличат реплику от оригинала, китайцы неплохо научились подделывать», — комментирует независимый эксперт Владимир Левченко. Известные fashion-марки можно купить через украинского посредника (вернее, посредницу, даже без наценки, с предоставлением скидочных промокодов, но с определенными условиями). На Amazon тоже есть товары со скидкой: например, вещь за $700 может продаваться за $100, но такие товары уходят быстро. В принципе, многие известные магазины Европы, США и даже Китая принимают украинские банковские карты, а даже если не принимают, то всегда можно сделать заказ через украинского посредника. Если в США крупнейшей онлайн-площадкой считается Amazon, то в Китае — Taobao. «Чем хорош Taobao, так это тем, что в отличие от других китайских магазинов система отзывов о товаре у него не редактируется», — рассказывает Владимир Левченко. Можно оформить заказ через посредника, чей сайт находится в Украине или России. Посредники могут работать официально с онлайн-ретейлером (например, китайский Taobao в России, который доставляет товары и в Украину), а могут и неофициально, просто занимаясь доставкой заказанного товара. Стоимость посреднических услуг — 10% от заказа. Все, что надо, — это перевести деньги посреднику, указать наименование товара и вид доставки. Такие онлайн-площадки, специализирующиеся на доставке, выгодно содержать. «Я знаю, в Украине «поднимаются» до десяти подобных проектов», — говорит Денис Довгополый.
Не успеешь глазом моргнуть
Существует два вида доставки — почтовая и курьерская экспресс-доставка (вид доставки можно выбрать в опциях на сайте магазина). Курьерская служба обходится дороже (но она обещает быстрее доставить товар, хотя на практике это не всегда получается). Несмотря на то, что цена доставки за последние несколько лет упала, стоимость ее все же считается высокой. Если в 2007-м доставка по почте товара из Европы стоила EUR4–5, а курьерскими службами — EUR40–50, то сейчас — EUR20. Тем не менее есть другие риски: некоторые пользователи отмечают, что при доставке частными курьерскими службами им приходилось фактически заниматься растаможкой товара, общаться с таможенниками и подписывать кучу бумаг. В качестве альтернативы частникам есть и национальная экспресс-доставка при Госспецсвязи — EMS (доставка за 6–10 дней, стоимость доставки товара до 0,5 кг из Китая — $40, США — $33). Она немного дороже, чем почтовая пересылка (но есть возможность отслеживать посылку по трекингу) и курьерская доставка. При выборе службы доставки следует соблюдать осторожность. «Китайцы — умные люди. Они создали свою компанию EMS плюс какие-то иероглифы. Это местная частная курьерская служба. Кто-то по сходству названия выбирает ее. Китайцы заказанный товар просто передают таможенной службе, которая заставляет вас раза два съездить к ним в отделение и заполнить бумаги. Не дай бог, вы заказали детскую игрушку, иначе придется отдать товар на экспертизу санэпидемстанции. В общем, если покупаете в Китае, уточняйте письмом, что это за курьерская служба», — рассказывает Владимир Левченко.
Риски и недостатки
Несмотря на все преимущества, заказ в иностранных интернет-магазинах сопряжен с определенным риском. Во-первых, это языковой барьер: не все украинцы понимают английский, а если сайт на китайском языке, то и говорить нечего. Если вы допустили ошибку в имени, фамилии или адресе, товар к вам просто не дойдет. Во-вторых, случаи мошенничества с банковскими картами — весьма распространенное явление. В-третьих, не видя товар вживую, можно получить бракованные или неподходящие по размеру, качеству и т. д. вещи. К примеру, качество товаров одного из магазинов одежды, который работает в Украине, заметно отличается от того, что изображено в каталогах. В-четвертых, возврат денег за некачественный или недоставленный товар (по вине почтовой и курьерской службы или по вине магазина) может быть в отдельных случаях проблематичным. Заказывая в Китае, повышается вероятность получения товара, который не подходит заказчику. Поэтому лучше иметь знакомого, живущего в этой стране и знающего тонкости покупок в местных онлайн-магазинах.