Распоряжением КМУ от 05.09.2018 г. №649-р утверждены комплексные мероприятия, направленные на детенизацию рынка труда в Украине. Распоряжением предусматривается проведение Гоструда, ГФСУ, Пенсионным фондом, Национальной полицией, другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления совместных комплексных мероприятий, направленных на детенизацию рынка труда и совершенствование контроля за оформлением трудовых отношений с наемными работниками. Какие полномочия есть у каждого из контролирующих органов, и какая ответственность предусмотрена за нарушения трудового законодательства? – расскажет Prostopravo.
Правительство поручило Государственной службе по вопросам труда, Государственной фискальной службе, Пенсионному фонду Украины, Национальной полиции, другим центральным органам исполнительной власти при участии органов местного самоуправления провести:
- начиная с 5 октября 2018 в установленном порядке комплексные меры, направленные на детенизацию занятости и доходов населения;
- до 5 октября 2018 информационно-разъяснительную кампанию о запланированных мероприятиях и недопустимости допуска к работе наемных работников без оформления с ними трудовых отношений.
Полномочия Государственной службы по вопросам труда
Государственная служба Украины по вопросам труда (Гоструда) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра социальной политики. Среди прочих полномочий Гоструда: осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения.
Государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспекций инспекторами труда:
- Гоструда и ее территориальных органов;
- исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформление трудовых отношений).
Усе про перевірки і перевіряючих – у вашій поштовій скриньці!
Нова тематична розсилка від редакції. Ви точно нічого не пропустите
ПідписатисьХочете подивитись, як це виглядає?
Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:
- при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;
- знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездной инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выписки;
- единолично или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения;
- при наличии признаков уголовного преступления и / или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;
- на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;
- фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники;
- получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.
Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и / или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа в помещения, организации рабочего места, вынесенное в пределах полномочий, является обязательным для исполнения.
Полномочия Государственной фискальной службы
Государственная фискальная служба Украины (ГФС) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра финансов и реализующим государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственного таможенного дела, государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, государственную политику в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового, таможенного законодательства, а также законодательства вопросам уплаты единого взноса.
Органы Государственной фискальной службы, в пределах своих полномочий, проверяют правильность и полноту начисления и уплаты налогов и сборов (в том числе, Единого социального взноса). Непосредственно налагать штрафы за нарушение трудового законодательства органы ГФС не уполномочены, однако они регулярно обмениваются информацией с органами Гоструда.
Так, инспекторы труда проводят инспекции на основании информации, полученной от ГФС и ее территориальных органов о:
- несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
- фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;
- фактах осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
- работодателях, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника.
Полномочия органов Пенсионного фонда
К основным заданиям Пенсионного фонда отнесены реализация государственной политики по пенсионному обеспечению и ведение учета лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию.
Органы Пенсионного фонда не проверяют непосредственно соблюдение трудового законодательства работодателями, однако обмениваются информацией с органами Гостурда.
Информация, предоставляемая Пенсионным фондом Украины Государственной службе Украины по вопросам труда, включает данные о:
- застрахованных лицах, работающих по совместительству у 5-ти и более страхователей;
- застрахованных лицах, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного страхователя более года;
- страхователях, у которых количество застрахованных лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам, больше чем численность работников в отчетном месяце и / или их количество значительно увеличено по сравнению с предыдущим отчетным месяцем;
- страхователях, которые в отчетном месяце увеличили на 20 и более процентов количество застрахованных лиц с признаком "неполное рабочее время";
- страхователях, которые начисляют заработную плату ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы по основному месту работы кроме тех, кто в отчетности заполнили признак "неполное рабочее время", и тех, которые начали и закончили трудовые отношения в отчетном месяце;
- страхователях, у которых в отчетном месяце отражено начало трудовых отношений с работником, но которые не подали уведомление о приеме работника на работу;
- страхователях, которые в отчетном месяце предоставили сведения о застрахованных лицах, находившихся в отпуске без сохранения заработной платы продолжительностью более установленной законодательством и которым начисления заработной платы не осуществлялось;
- страхователях, у которых в течение года показатели количества застрахованных лиц и общей суммы начисленной заработной платы не изменялись;
- страхователях, у которых в отчетном месяце произошло уменьшение штатной численности работников на 10 и более процентов по сравнению с предыдущим отчетным месяцем.
Инспекторы Гоструда придут на предприятие с инспекцией, получив от ПФУ информацию о:
- работодателях, которые начисляют заработную плату меньше минимальной;
- работодателях, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;
- работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
- работниках, которые выполняют работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
- работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины "Об отпусках")
- работодателях, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;
- работодателях, у которых 30 и более процентов работников работают на условиях гражданско-правовых договоров;
- работодателях с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников.
Национальная полиция и ее полномочия
Национальная полиция Украины - это центральный орган исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания публичной безопасности и порядка.
Задачами полиции является предоставление полицейских услуг в сферах:
- обеспечение общественной безопасности и порядка;
- охраны прав и свобод человека, а также интересов общества и государства;
- противодействия преступности;
- предоставление в пределах, определенных законом, услуг помощи лицам, которые в силу личных, экономических, социальных причин или вследствие чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи.
Полномочия полицейских предусмотрены ст.23 ЗУ «О Национальной полиции» и дополнительные полномочия на полицию могут быть возложены исключительно законом.
Таким образом, пока не ясно, каково будет участие полицейских в комплексных мероприятиях по проверке соблюдения субъектами хозяйствования трудового законодательства.
Ответственность за нарушения трудового законодательства
На юридических лиц и физических лиц-предпринимателей органами Гоструда могут быть наложены финансовые санкции за такие нарушения:
Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов – 111690 грн. за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме – 11169 грн.
Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда – 37230 грн за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", - 37230 грн за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении – 11169 грн.
Недопуск к проведению проверки, если проверка проводится по вопросам выявления таких нарушений, как: фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта); оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии; выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов, - 372300 грн.
Нарушение других требований трудового законодательства – 3723 грн.
***
Читайте также: