• Посилання скопійовано

До чого готуватися ФОПам при перевірках нової податкової служби? - експертна думка

Перші перевірки покажуть, стимулює реформована ДПС розвиток бізнесу чи кошмарить підприємців

До чого готуватися ФОПам при перевірках нової податкової служби? - експертна думка

Новоназначенный председатель Государственной налоговой службы Сергей Верланов еще не приступил к выполнению своих должностных обязанностей, а уже создал немало поводов для споров и недовольства. Будущий чиновник рассказывает о позитивных новшествах, которые планирует реализовать на новом посту, в частности, отделить котлеты от мух, а налоговиков — от их силовой структуры, налоговой полиции. Рынок не спешит верить обещаниям и предпочитает выжидательную позицию. Уже первые проверки покажут, стимулирует реформированная ГНС развитие бизнеса или кошмарит предпринимателей.

И хотя новая Налоговая служба интересна всем налогоплательщикам, физические лица-предприниматели ждут прозрачные «правила игры» с ГНС с большим нетерпением, и громче остальных говорят о своих опасениях.

«Вначале новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский ошибочно увеличил сумму задолженности ФЛП по единому социальному взносу в 3,5 раза: с 2 млрд грн до 7,4 млрд грн. Через несколько дней новый глава налоговой служба Сергей Верланов сообщил, что 98,5% налога на прибыль платит всего 5 тыс. компаний, хотя количество зарегистрированных предприятий в Украине уже 500 тыс. А виноваты в этом оказались ФЛП. Малый бизнес назначили крайним», — заявили UBR.ua предприниматели.

 

Что нужно

Что налоговики потребуют у ФЛП и как не совершить дорогостоящую ошибку, предположили эксперты рынка.

По данным Государственной службы статистики, в Украине зарегистрированы как предприниматели около 1,91 млн физических лиц. И подавляющее большинство из них попадают под определение малого и микро-бизнеса.

Эксперты уточнили, что в физлица Украине часто регистрируются как ФЛП вынужденно, и не ведут свое дело. Они совмещают работу по найму с нерегулярной независимой деятельностью. Такая форма работы не урегулирована Кодексом законов о труде Украины.

«Причиной большого количества споров надо признать затяжную и продолжающуюся деградацию трудоправовых норм», — отметил UBR.ua начальник правового управления Кассационного гражданского суда в составе Верховного Суда Михаил Шумило.

Часть существующих трудовых отношений, таких как аутсорсинг, аутстаффинг, фриланс, законодательство не замечает, работодатели и налоговики не подготовлены к таким видам отношений, как прекаризация труда или удаленная «теле-работа». Даже различия между трудовыми и гражданско-правовыми отношениями закреплены не в норме закона, а по результатам судебной практики.

 

Кто страдает

В спорных случаях Верховный суд руководствуется тем, что трудовые отношения регулируют, в том числе, организацию процесса работы, а гражданско-правовые — только результат.

На практике это проявляется так:

  • В названии договора должен быть обозначен его предмет: услуги, которые оказывает одна сторона другой.
  • Гражданско-правовой договор не может быть бессрочным, и текст должен содержать четкое указание срока или периода, на который заключен.
  • В гражданско-правовых отношениях участвуют заказчик и исполнитель, поэтому договор не может указывать название должности, профессию или полномочия одной из сторон.
  • Условия договора, которые уточняют график, распорядок дня или рабочее место, указывают на трудовые отношения.
  • В трудовых отношениях оплачивается процесс работы, а в гражданско-правовых — только результат.

Правильное оформление отношений и наличие первичных документов сводят к минимуму вопросы со стороны проверяющих органов, заверяют эксперты. А несоблюдение этих простых правил может повлечь штрафы:

  • Предприятию грозит штраф в размере 125 190 грн (30 минимальных заработных плат) за каждого сотрудника, которого допустили на работу без трудового договора.
  • Должностным лицам предприятия — штрафы от 8,5 тыс. до 17 тыс. грн.

 

Скрытую занятость переоценивают

«Правительство отвечает за госбюджет, поэтому и считает в первую очередь «недополученные» налоговые отчисления», — отметила UBR.ua директор группы «Е.С.Консалтинг» Александра Томашевская.

И уточнила, что Кабмину несложно оценить с высокой точностью реальные уровни безработицы и занятости населения Украины. Эти и многие другие показатели, по ее словам, легко высчитать по косвенным признакам. Но делать на их основании прогнозы или оценки бесполезно — с начала 2019 года ситуация успела измениться кардинально.

С ней согласны и эксперты Союза аудиторов Украины: «Как только Гоструда разрешили проверки, и инспекторы стали начислять крупные штрафы, не тратя времени на переговоры, крупные работодатели сами начали выводить из тени кадры. Худо-бедно, и не всегда полностью, но рынок смирился».

В украинских городах-миллионниках, поделились эксперты, уже оформляют трудовые отношения даже торгующими с лотка продавцов.

«Эффект от государственного кнута в руках Гоструда уже сказывается, а дополнительные проверки ГНС вряд ли существенно изменят ситуацию», — резюмировала Александра Томашевская. По ее оценке, растущее налоговое давление вынудит такие ФЛП перейти в наем. В таком случае «недооформленные» работники, которых трудоустраивал микробизнес, окажутся на попечении государственного бюджета, вместо того, чтобы пополнять его налогами.

Осталось выяснить, найдет ли новый глава Налоговой службы золотую середину.

 Татьяна Рымаренко

***

Читайте также:

Джерело: UBR

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Скільки часу може тривати планова перевірка ДПС?
    Тривалість планових перевірок ДПС не повинна перевищувати 30 р.дн. для великих платників податків, щодо суб’єктів малого підприємництва – 10 р.дн., інших платників податків – 20 р.дн.
    20.11.2024163
  • Що робити у разі арешту рахунку: поради Мінʼюсту
    У разі арешту рахунку передусім потрібно звернутися до банку, щоб дізнатися, у звʼязку з чим накладено арешт. Банк надасть реквізити виконавчого провадження. За цими даними слід вже звʼязатися з виконавчою службою
    20.11.20241 493
  • УВАГА! ДРС затвердила план комплексних перевірок на 2025 рік
    Незважаючи на те, що "воєнний" мораторій на планові перевірки контролюючих органів поки що діє, деяким з них вже дозволено проводити нагляд. Тому ДРС затвердила та оприлюднила наказ щодо комплексних перевірок на 2025 рік. Він налічує 32037 записів
    18.11.20246 8966
  • Мінімізація податкових ризиків: які заходи впроваджуються ДПС?
    ДПС запроваджує нову систему, яка допомагає мінімізувати податкові ризики, поєднуючи проактивні заходи, спрямовані на запобігання можливим податковим порушенням, та реактивні заходи, спрямовані на виправлення ситуації та запобігання її повторенню
    14.11.2024164
  • Ключові заходи ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року
    Ключовими заходами ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року є зміцнення доброчесності та боротьба з корупцією, підвищення рівня дотримання податкового законодавства, автоматизація роботи з боргами, міжнародна співпраця, цифровізація
    14.11.202460