Как сообщает UBR, Госслужба по чрезвычайным ситуациям и Гоструда засыпают штрафами украинские ОСМД (объединения жильцов многоквартирных домов) и ЖСК (жилищно-строительные кооперативы). Как правило, у правления нет денег на оплату санкций, поэтому остается два варианта: либо взымать их с самих жильцов, либо идти в суды.
Согласно плану проверок Гоструда, степень ОСМД и ЖСК отнесены к высокой степени риска. Поэтому проверяют их со всей строгостью. На этот год запланированы проверки более полусотни объединений.
Проводить плановые проверки многоквартирных объединений и кооперативов начали весной с Киева и области. Уже есть первые штрафы и довольно немалые. Одному из объединений жильцов, а конкретно председателю ОСМД, выписали целый ворох нарушений и предписали выплатить 100 тыс. грн. штрафа. Согласно акту проверки, который оказался в распоряжении UBR.ua, инспекторы выявили более десятка нарушений: начиная от нарушения правил «промышленной безопасности» и заканчивая правилами охраны труда.
Что проверяют и за штрафуют ОСМД
На деле это значит, что председателей жилищных объединений штрафуют за:
- Не проведенный вовремя техосмотр лифтов;
- Не полученные разращения на введения новых лифтов в эксплуатацию;
- За ошибки во время ремонтных работы (например, выявлено, что с редуктора привода лифтовой лебедки подтекает масло, или не проверено, заземлили ли электроприборы);
- Работники ОСМД не прошли медосмотр;
- Не проводятся инструктажи по охране труда (для этого требуют отдельное помещение);
- Неправильно оформленные работники: вместо гражданско-правовых договоров требуют заключать трудовые договоры, если мастера, консьержи, уборщики и пр. работают в ОСМД на постоянной основе и т.д.
«Ситуация с проверками ОСМД не нова. До сих пор в большинстве случаев им удавалось отбиваться, когда самим, когда с помощью органов местного самоуправления. В этой ситуации выходит сразу несколько нарушений со стороны проверяющих органов. В первую очередь это то, что проверке подлежат хозяйствующие субъекты, коими ОСМД не являются. Во-вторых, какие можно проверять у них условия труда, где у 90% нет наемных работников и все работают по договорам. Какие отдельные комнаты для инструкций могут быть в жилом доме?», – отметил UBR.ua председатель комитета ЖКХ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко.
Новые налоги для ОСМД
Чаще всего инспекторов Гоструда смущает заключение гражданско-правовой сделки вместо трудового договора. Иными словами, вместо того, чтобы нанять работника, ОСМД сотрудничает с ним как с подрядчиком. Оба способа законны, но имеют ряд отличий («гражданско-правовой договор имеет признаки трудового» – так трактует это Гоструда).
При трудовом договоре сотрудника оформляют в штат, с записью в трудовую книжку, рабочим расписанием и пр. При гражданско-правовым договорам прописывается конкретная задача, объемы работ и время их выполнения. От председателей требуют всех оформлять по трудовому договору, брать в штат, гарантировать права работнику, оплачивать отпускные, больничные, гарантировать соцобеспечение и др.
«Проблема в том, что ОСМД – это и есть объединение жителей, а не прибыльное промышленное предприятие. Нет возможности у людей еще и изыскивать собственные средства на налоги, которые потом непонятно куда уходят. И пока экономически складывается так, что разница между доходами и необходимыми тратами колоссальна! Если всех оформлять по трудовому договору, тогда средний взнос в ОСМД должен быть не 5 грн., а 14 грн. и выше», – заметил в беседе с UBR.ua руководитель Ассоциации ОСМД «Развитие самоуправления» Станислав Драганов.
Проверяют, как предприятия
К сожалению, говорят юристы, действующее законодательство не предусматривает глобальной разницы в подходах к проверке ОСМД и субъектов хозяйственной деятельности. Для квартирных объединений не предусмотрено никаких поблажек и возможностей не оформлять какую-либо кадровую документацию.
«Гоструда всех проверяет фактически по одному опроснику и с одним подходом. Есть несоответствие или отсутствие документа – будет акт. Следует отметить, что в независимости от размера начисленных штрафов их практически всегда обжалуют в судебном порядке, как минимум для того, чтобы отсрочить выплату штрафов», – объяснил UBR.ua ситуацию адвокат, управляющий партнер ЮК «Альянс Правовых Сил» Виталий Собкович.
Так что, пока законодательно не разграничат инспектирование прибыльных коммерческих предприятий и неприбыльных ОСМД, у последних будет оставаться риск натолкнуться на проверку и штрафы. Но, как показывает практика, пока суды все же становятся на сторону ОСМД. Хотя на этом их проблемы не заканчиваются.
«Их проверяют на общих основаниях. Штрафы платить нечем, у ОСМД на штрафы деньги не предусмотрены. Похоже на лоббизм управляющих компаний – у них все есть и офисы, и штат оформлен и условия труда, а у ОСМД всего этого может и не быть. Глава ОСМД может осуществлять деятельность прямо из своей квартиры в доме. Соответственно у него ничего нет и его загоняют в угол проверками и штрафами. Нужно писать жалобы в Кабмин, возможно митинговать, и требовать прекратить этот беспредел или как-то это урегулировать созданием нормативной базы», – подчеркнул UBR.ua ведущий эксперт «Общественного аудита» Тарас Галайда.
Сигнализация за личный счет
К проблемам квартирных объединений с Гоструда добавилась еще и пожарная инспекция, проверка которой также чревата штрафами. К примеру, Главное управление Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Одесской области начало подавать иски на ОСМД и жилищные кооперативы. От председателей требуют незамедлительно установить противопожарные системы безопасности в многоквартирном доме. Сделать это можно, опять же, за счет самих жителей.
«Это проблема пока не имеет решения. Например, 90% киевских домов, переданных в ОСМД, не имеют пожарной сигнализации, либо она не работает. Та же ситуация и с управляющими компаниями. Для восстановления пожарной сигнализации в жилых домах Киева необходимо как минимум 400 млн. грн., если брать в масштабах Украины – это несколько миллиардов. То, что требуют ГСЧС – это изначально невыполнимое предписание», – развел руками Олег Попенко.