В Винницком апелляционном административном суде рассказали об актуальных изменениях в Законе Украины «О судебном сборе».
Новый Закон от 03.10.2017 г. №2147-VIII вносит изменения не только в четыре процессуальных кодекса, но также существенно изменяет другие правила судопроизводства. Закон вступил в силу со дня начала работы Верховного Суда (15 декабря 2017 года). С этого же времени начали действовать нововведения в осуществлении судопроизводства, и в частности, по уплате судебного сбора.
Согласно Закону Украины «О судебном сборе» судебный сбор взимается в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленном Законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее заявление или жалоба подается в суд в процентном соотношении к цене иска и в фиксированном размере.
Основными изменениями по уплате судебного сбора являются:
1) На законодательном уровне закрепляется максимальный размер судебного сбора, который может выплачиваться юридическим лицом за подачу искового заявления имущественного характера. Так, за подачу в суд такого заявления уплачивается судебный сбор в размере 1,5% цены иска, но не менее 1 и не более 350 размеров прожиточного минимума.
2) Согласно положениям законопроекта, ставка судебного сбора за подачу апелляционной жалобы увеличивается с 110% до 150% ставки, подлежащей уплате за подачу искового заявления, а с подачи кассационной жалобы — со 120% до 200% ставки, подлежащей уплате за подачу искового заявления в размере оспариваемой суммы.
3) Вводится льготный коэффициент 0,8 для понижения размера ставки судебного сбора, который устанавливается профильным законом, в случае подачи в суд процессуальных документов в электронной форме, а не бумажной. Это связано с введением так называемого электронного суда. То есть суд будет рассматривать дело по материалам в электронной форме, хотя и остается возможность подать в суд и получить от суда документы в обычной бумажной форме, однако потом работники аппарата суда будут переводить документы в электронную форму. Как отмечалось выше, представление документов в суд в электронной форме будет стоить дешевле, к тому же платить судебный сбор можно будет и онлайн.
4) Закрепляется возможность уплаты судебного сбора не только наличным или безналичным способом, но и через платежные системы в интернете в режиме реального времени.
5) Предусматривается возможность вернуть 50% уплаченного судебного сбора в следующих случаях: при заключении мирового соглашения до принятия решения, при отказе истца от иска или признании иска ответчиком. Считается, что это положение будет способствовать мирному урегулированию спора с помощью альтернативных способов и поиска консенсуса между сторонами.
6) Устанавливается перечень условий, при наличии которых суду предоставляется право отсрочить или рассрочить уплату судебного сбора. В частности, это допускается, если размер судебного сбора превышает 5% размера годового дохода истца. То есть если человек получает ежемесячно 3200 грн, то ему могут отсрочить или рассрочить уплату судебного сбора, если его размер составляет более 1920 грн. Помимо этого, допускается отсрочка или рассрочка судебного сбора, если истцами являются военнослужащие, родители ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида, если другой родитель не платит алименты, одинокие матери (отцы) ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида, члены малообеспеченной или многодетной семьи, если истец действует в интересах малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничена. При этом суд может отсрочить или рассрочить уплату судебного сбора, если подан иск о защите социальных, трудовых, семейных, жилищных прав или о возмещении вреда здоровью.
7) Также отмечается: в п. 18.4 Переходных положений раздела 3 Закона Украины «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» от 03.10.17 №2147- VIII указывается, что в случае утраты исполнительного документа суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, независимо от того, суд какой инстанции выдал исполнительный документ, может выдать его дубликат, если взыскатель или госисполнитель обратился с заявлением об этом до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению. О выдаче дубликата исполнительного документа выносится постановление в срок со дня поступления заявления. За выдачу взыскателю дубликата исполнительного документа взимается судебный сбор в размере 0,03 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Постановление о выдаче или отказе в выдаче дубликата исполнительного документа может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.
В то же время абзацем 24 ч. «А», пп. 1, п. 17 раздела 4 этого же Закона исключены подпункты 2 и 3, в пункте 4, части второй, статьи 4 Закона Украины «О судебном сборе», а именно: 2) за выдачу дубликата судебного приказа и исполнительного листа — 0, 03 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц; 3) за распечатку технической записи судебного заседания — 0,01 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц за каждый лист текста на бумаге формата А4.
Кроме того, важными являются положения, удостоверяющие одновременное повышение ставок судебного сбора за обжалование решений суда и возможность вернуть часть уплаченного судебного сбора в случае мирного урегулирования спора. Поэтому повышение размера ставок судебного сбора за обжалование судебных решений не ограничивает права сторон процесса на такое обжалование, поскольку ставки судебного сбора не впервые так радикально растут (вспомнить хотя бы 2015), хотя судебных дел на рассмотрении в судах сегодня остается еще значительное количество. К тому же считается, что, возможно, увеличение размера судебного сбора будет способствовать развитию в Украине медиации, посредничества, переговоров как альтернативных способов разрешения споров, которые, кстати, очень распространены за рубежом. Также стоит заметить, что решение по некоторым категориям дел (например, в малозначительных спорах) вообще нельзя обжаловать в кассационной инстанции в соответствии с Законом (кроме определенных исключений), а потому увеличение ставок судебного сбора их не коснется.
Итак, следствием принятия изменений в Закон станет, в частности, «обеспечение доступа к правосудию в соответствии с европейскими стандартами судопроизводства» и внедрение новых способов осуществления правосудия в Украине. Поскольку Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что существование судебного сбора не ограничивает право на доступ к правосудию, более того предупреждает о предоставлении необоснованных исков, перегрузки судов. Но при этом размер судебного сбора будет учитывать финансовое положение истцов и интересы государства и тем самым, не препятствовать доступу в суд.