Министерство доходов и сборов в письме от 27.09.2013 г. №12060/6/99-99-22-01-03-15/1182 уведомило, что стихийная торговля - это торговля физическими лицами без соответствующих разрешительных документов о качестве и безопасности реализуемых ими товаров и в неустановленных местах с рук, с земли, без разрешения райгосадминистрации на размещение объекта торговли. Кроме того, это самовольный захват земельных участков и установка на них малых архитектурных форм - палаток, киосков, павильонов и др. для занятия торговой деятельностью. Торговля - какие-либо операции, осуществляемые по договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на товары (Закон «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»).
В связи с этим указано, что ст. 160 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за:
- торговлю в городах с рук на улицах, площадях, во дворах, подъездах, скверах и в других неустановленных местах - штраф от одного до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией предметов торговли или без таковой;
- торговлю с рук в неустановленных местах промышленными товарами - штраф от 6 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией предметов торговли.
Статьей 221 КУоАП определено, что судьи районных, районных в городе, городских или горрайонных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 160 КУоАП, на основании протоколов о правонарушениях, которые в соответствии со статьей 255 КУоАП имеют право составлять:
1) уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел;
2) должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов.
При этом обязанности по применению РРО субъектами хозяйствования, осуществляющими расчетные операции в наличной и/или безналичной форме в сфере торговли, общественного питания и услуг, установлены Законом «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».
Вместе с тем п. 296.10 ст. 296 раздела 14 Налогового кодекса и ст. ст. 9 и 10 Закона предусмотрены условия, при которых субъекты хозяйствования имеют право не применять РРО, в том числе в соответствии с требованиями п. 6 ст. 9 вправе не применять РРО физические лица - предприниматели - плательщики единого налога.
Помимо прочего, отмечено, что согласно п. 75.1 ст. 75 гл. 8 НК контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые, выездные или невыездные) и фактические проверки.
Камеральные и документальные проверки проводятся контролирующими органами в пределах их полномочий исключительно в случаях и порядке, установленных НК (ст. ст. 76, 77, 78, 79), а фактические проверки - НК и другими законами Украины, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы. Порядок и основания проведения фактической проверки установлены ст. 80 НК.