Кабмин направил в Верховную Раду разработанный Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства проект закона, дающий украинским парковщикам достаточно широкие полномочия. Об этом дне отечественный «парксервис» мечтал без преувеличения последние три года!
Напомним, что в апреле 2010-го Киевский окружной админсуд запретил пользоваться блокираторами парковщикам. С тех пор они не имеют права препятствовать движению автомобилей, водители которых не оплатили (или оплатили, но частично) услуги парковки. Повлиять на «неплательщика» сотрудники «Киевтранспарксервиса» могут только морально, то есть грозным видом и настойчивым стуком в окошко. Однако такого рода психологическое давление действует далеко не на всех. И в последующие годы произошло почти двукратное снижение официальных объемов «дани», собираемой с киевских водителей парковщиками (сколько идет им в карман, можно только предполагать).
Около года назад, в апреле 2012-го, парковочную службу постиг очередной удар — распоряжением правительства оплату за стоянку по всей стране перевели исключительно в безналичную форму, то есть через паркоматы. Однако их количество на всю столицу не превышало полсотни при нормативе один паркомат на десять мест (если норматив не выполняется, парковка существует с нарушением — можно не платить). И хотя в «Киевтранспарксервисе» трактовали распоряжение Кабмина по-своему, дескать, безналичный расчет — это и талоны, и оплата парковки через мобильный телефон, большинство водителей теперь уже на законных основаниях в принципе перестали давать парковщикам деньги.
Закупать новые паркоматы никто не спешил. В «Киевтранспарксервисе» заявили, что в этом нет смысла, так как водители все равно не будут ими пользоваться. Ведь в украинском законодательстве нет ответственности за неоплату парковки.
Однако теперь главная проблема парковщиков может быть решена. Согласно законопроекту, штрафы для водителей, не успевших или не пожелавших заплатить за стоянку, будут варьироваться от 136 до 204 гривен. Если же водитель (даже заплатив) припаркуется на месте, предназначенном для инвалидов, его могут оштрафовать на сумму от 255 до 306 гривен. Изначально предполагалось, что оформлением протоколов займутся инспекторы ГАИ. Однако, по словам директора «Киевтранспарксервиса» Андрея Дудко, кто будет составлять протоколы об админнарушениях, зависит от органов местного самоуправления. В столичном «парксервисе» надеются, что эти полномочия передадут… его сотрудникам, то есть парковщикам. Они будут блокировать колеса и оформлять документы. А рассматривать админпротоколы и накладывать штрафы поручат админкомиссии при Киевской горгосадминистрации. К помощи ГАИ собираются прибегать лишь при эвакуации автомобиля на штрафплощадку. Очевидно, это будет происходить, когда парковщикам надоест ждать хозяина машины.
Видимо, чтобы автомобилистам было не так обидно, кабминовский законопроект вводит наказания и для должностных лиц, ответственных за содержание стоянок. Так, за отсутствие паркоматов чиновников формально собираются штрафовать на 510-680 гривен. Заниматься этим должна будет… Госинспекция архитектурно-строительного контроля (ГАСК). В то, что чиновники и в самом деле начнут штрафовать друг друга, верится с трудом. Ведь в противном случае ГАСК просто засыплет парковочную службу штрафами, так как у столичного «парксервиса» пока около сотни паркоматов (в этом году собираются купить еще 120 штук). А официальных парковочных мест… 24 тысячи! При том, что упомянутый закон требует, чтобы количество парковочных мест в Киеве составляло не менее 10 процентов от населения города. А это 300 тысяч мест!
По мнению главы гражданской организации «Комитет прямого действия» Дмитрия Гнапа, принятие закона и начало блокировки колес приведет к сопротивлению со стороны водителей. Люди вновь начнут объединяться в общественные движения и помогать друг другу спиливать блокираторы. Главная причина — неадекватная стоимость парковки, а также непрозрачность распределения средств, которые платят автомобилисты. По словам Дмитрия Гнапа, структура тарифа на парковку следующая: 17 копеек — плата за парковку — идет городу. Остальное — услуги… парковочной службы. По мнению главы активистов, стоимость парковки необходимо снизить хотя бы до трех гривен в час по всему городу. А расходование средств самими парковщиками поставить под контроль общественности.