После введения Украиной утилизационного сбора на автомобили в сентябре продажи новых авто упали почти в два раза, до 13 000 штук в месяц. Дилеры готовятся повышать цены на автомобили, поясняя это тем, что запасы иномарок, ввезенных до сентября, подходят к концу. В лучшем случае новые легковушки подорожают на 5500 гривен, грузовики – на 11 000 гривен.
В августе автодилер «ВиДи АвтоСити» Виталия Джуринского поставил рекорд продаж – 848 автомобилей, на 56,5% больше, чем в августе-2012. Причина – вступление в силу утилизационного сбора на авто в сентябре: украинцы покупали машины в преддверии роста цен, говорит первый вице-президент «ВиДи Груп» Артем Ткаченко. В целом по Украине за январь-август, согласно данным ассоциации «Укравтопром», было продано 118 782 импортные легковые машины.
Холодная осень
Утилизационный сбор с импортеров и производителей авто начали взимать с 1 сентября. Его величину рассчитывают как базовую ставку сбора – 5500 гривен, умноженную на корректирующий коэффициент, который зависит от класса машины. Например, налог при импорте нового легкового автомобиля с объемом двигателя 2-3 литра – 14 080 гривен, б/у – 28 160 гривен.
«В начале сентября рынок был парализован, трудно было поставить на учет автомобили, купленные даже в конце августа», – напоминает Ткаченко. Импортер «Ниссан Мотор Украина» за сентябрь зарегистрировал в ГАИ 840 автомобилей, сообщил ее генеральный директор Андрей Нестеренко. В августе было в полтора раза больше, подчеркивает он.
В октябре ситуация не поменялась. «Мы закроем этот месяц с продажами около 700 автомобилей – при плане в 1000 штук, – констатирует финансовый директор Winner Ukraine (импортирует Ford, Porsche, LandRover) Виталий Копач. – В сентябре мы продали около 750 автомобилей».
В первой половине сентября таможня почти остановила оформление импортных автомобилей, рассказывает Ткаченко: «На всю Украину было растаможено менее 1000 авто – в 8-10 раз меньше, чем обычно». До ввода утилизационного сбора растаможивали 10-14 тыс. автомобилей в месяц, отмечает председатель Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.
Итогом стал рост цен на машины, ввезенные в сентябре. По словам Ткаченко, «подорожание коснулось всех автомобилей и составило от 5000 до 45 000 гривен в зависимости от объема двигателя».
Цены не падают
Снижению продаж с началом осени поспособствовали слухи о том, что Кабмин хочет снизить ставки сбора, отменив повышающие коэффициенты – потенциальные покупатели рассчитывали на падение цен, считает Ткаченко. В конце октября Кабмин действительно обнародовал проект закона, согласно которому ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей с 1 января 2014-го может упасть до 5500 гривен, для грузовых – до 11 000 гривен.
Импортеры, тем не менее, не готовы снижать цены. «Все торгуют старыми запасами, – говорит Назаренко. – Если закон будет подписан в существующем виде, то цены на авто могут либо остаться на сегодняшнем уровне, либо подняться на те же 5 500 гривен».
Летом автодилеры не только распродавали машины, но и пополняли запасы. Всего за январь-август в Украину ввезли 134 608 импортных легковых автомобилей – примерно на 16 000 больше, чем продали, сообщили в «Укравтомпроме». «В нашей дилерской сети еще пока есть автомобили, на которые мы по-прежнему сохраняем цены. В будущем их будем повышать, но постепенно», – поделился планами Андрей Нестеренко из «Ниссан Мотор Украина». Он прогнозирует, что в 2013 году автомобильный рынок Украины просядет на 10%, а продажи его компании снизятся на 5-8% к прошлому году.