«Оставь свою шашку в коридоре» — такую фразу директор рекламного агентства Publicis Visage Ангела Поддубная однажды услышала от мужа. Большинство женщин-руководителей рано или поздно сталкиваются с одной общей проблемой: управленческая деятельность развивает в них мужские качества, совершенно неполезные в семейной жизни. Психологи, как правило, рекомендуют таким дамам устанавливать для себя «условные блоки», чтобы четко разграничивать рабочий и домашний стили общения.
Ангела сочла этот путь слишком энергозатратным. Она предпочла вовсе отказаться от своей управленческой «шашки», и что интересно, руководящей работе это нисколько не повредило. После рождения второго ребенка произошли еще более серьезные перемены. Постепенно сформировалось более терпимое и выдержанное отношение к окружающим. Для работы это оказалось полезным. Ангела признается в том, что, освоившись с ролью мамы, она стала лучше понимать людей. «Чем больше детей — тем заметнее изменения, — говорит наша героиня. — А их уже трое. Старые знакомые, давно со мной не встречавшиеся, не могут поверить в то, как сильно я переменилась».
История Ангелы Поддубной доказывает, что семейное счастье стимулирует профессиональное и творческое развитие женщины, а не наоборот. Впрочем, в жизни работающей мамы время от времени возникают ситуации, когда интересы семьи противоречат интересам дела. И тут уже возникает вопрос расстановки приоритетов. Собираясь в декретный отпуск по уходу за третьим ребенком, Ангела получила нерадостную новость — ее попросили уйти из компании. «Моему тогдашнему работодателю была «неудобна» замороженная на неопределенный период позиция топ-менеджера», — вспоминает Ангела Поддубная. Но все оказалось к лучшему. Когда Ангела готова была вернуться к работе, ей предложили новый интересный проект.
Опросив десяток женщин, одинаково успешных в профессиональной и личной жизни, Контракты выяснили, что как бы ни была важна для них работа, в критические моменты на первый план все-таки выходит семья. Каждая из этих дам выработала для себя определенный свод «золотых» правил, которые помогают сохранить хрупкое равновесие между профессиональным и личным. Вряд ли можно говорить о каких-то универсальных рецептах семейного счастья для деловой женщины, и все-таки некоторые общие закономерности определенно прослеживаются. Итак, предлагаем вашему вниманию три простых правила, которых придерживаются успешные и счастливые украинки.
Правило №1: перезагружайтесь
Генеральный директор Trigon-Export LLC Анна Жданюк убеждена, что для сохранения равновесия между семьей и работой нужно просто отделить их друг от друга. «Рабочие проблемы я стараюсь решать в офисе, тогда дома создается иллюзия, что я обычная заботливая женщина, для которой интересы семьи на первом месте — до первого срочного звонка. Как только возникают служебные проблемы или вопросы, нужно быстро переключиться на их решение независимо от времени суток», — рассказывает топ-менеджер крупной аграрной компании.
Похожую норму жизни установила для себя директор рекламного агентства Scholz & Friends Kyiv Ольга Шевченко. Каждый день по дороге домой она в телефонном режиме проговаривает с доверенными лицами все сложные рабочие ситуации. Успокаивается. Психологически готовится к встрече с семьей. Для Ольги принципиально важно вовремя «перезагрузиться» и не приносить домой эмоции, связанные с профессиональной деятельностью. Переступив порог, она берет тайм-аут на 15–20 минут для того, чтобы окончательно перестроиться на семейный лад.
Любопытно, что такая перезагрузка вовсе не исключает возможности обсуждения рабочих вопросов в кругу семьи, особенно если супруги и родственники работают в той же сфере. Ольга, например, признается, что для нее важно выговориться, и близкие с готовностью ее выслушивают. «Мы с мужем оба из корпоративного бизнеса и проблемы у нас возникают схожие, — признается директор по международному развитию коммуникационного холдинга Atlantic Group Иветта Деликатная. — Его позиция, опыт и мужской взгляд на вещи мне во многом помогают. Кроме того, дети часто задают вопросы о моей работе. Я даже стараюсь приводить их в офис, если там происходит нечто для них интересное и понятное».
Правило №2: принимайте помощь
Самая большая ошибка, которую может совершить замужняя деловая женщина, — попытка взвалить все семейные и офисные проблемы на свои хрупкие плечи. Все без исключения участницы нашего опроса в затруднительных ситуациях пользовались поддержкой семьи. Та же Иветта в свое время получила предложение поработать в Москве и принять его смогла не в последнюю очередь благодаря тому, что муж и дети выразили готовность переехать вместе с ней.
Ни одна из наших героинь не пыталась выполнить всю домашнюю и офисную работу в одиночку. Эти успешные и сильные женщины не стесняются обращаться к окружающим за помощью в простейших бытовых вопросах. К примеру, Ангела Поддубная периодически кооперируется с родителями одноклассников своих чад в том, что касается школьных закупок, и с родителями-соседями в решении проблемы доставки детей из школы домой. Часть домашней работы она выносит на аутсорсинг. Собственно, найм «домашних помощников» и привлечение бабушек — общее место. Женщины-руководители, привыкшие делегировать полномочия в бизнесе, хорошо понимают, что грамотное распределение домашних обязанностей — единственный способ выкроить время для общения с семьей.
Правило №3: планируйте личное
Необходимость составления плана рабочих мероприятий, как правило, вопросов не вызывает. Руководитель и собственник Студии детского развития и изучения английского языка «РозУмка» Анна Пушкарь убеждена в том, что личные дела нужно вносить в ежедневник наравне с профессиональными. «То, что целенаправленно внесено в список дел на определенный период, обычно, выполняется, — подчеркивает Анна. — То же, о чем мы просто думаем, вот, мол, надо бы этим заняться, так в мыслях и остается». В каждом ее плане действий есть несколько постоянных пунктов. Анна называет их «ритуалами». Это, к примеру, ежевечернее чтение книг с ребенком, семейные поездки и т. д.
Кстати, Ирина Хакамада на равных основаниях заносит в свой ежедневник поход с семьей в баню или в кино и встречи с политиками, выступления в ток-шоу, справедливо полагая, что ценность первых ничуть не меньше.
Директор агентства маркетинговых сервисов Talan Communications Ирина Новикова в планировании личного пошла еще дальше. Она составила карту личных целей и желаний, чтобы еще раз напомнить себе, ради чего работает. «Не всегда удается сбалансировать женскую и профессиональную самореализацию, хочется, чтобы первой было немного больше, — признается Инна. — После рождения дочери ключевой приоритет — быть хорошей мамой, хотя работа по-прежнему важна».
Почти все опрошенные Контрактами деловые замужние женщины следуют одному общему правилу: по возможности освобождать уикенды и вечера для общения с близкими. Иветта Деликатная даже почту в это время старается не проверять. Гендиректор центра «Перспектива М» Маричка Артиш несколько лет назад запретила себе работать после шести-семи вечера и оставлять на ночь в спальне включенные телефоны. Не каждая деловая женщина может похвалиться тем, что все ее дела завершаются до 19:00. Маричка достигает этого результата благодаря собственному чувству времени и старой доброй американской системе расстановки приоритетов. «Когда-то я отрабатывала методику планирования с «матрицей Эйзенхауэра», поэтому теперь на определение приоритетов и их сопоставление с реальными возможностями хватает считаных секунд», — делится Маричка.
Один из столпов французского литературного реализма Эмиль Золя утверждал, что залог семейного счастья в откровенности и отзывчивости. Супруги всегда были и будут обременены совершенно разными обязанностями и проблемами. Вопрос в том, насколько каждый из них будет чуток к другому. Рассказывая о психологических упражнениях и тайм-менеджменте, ни одна из наших героинь не упомянула о главном условии успешного совмещения профессионального и семейного для женщины. Поэтому, вероятно, что для них это нечто само собой разумеющееся — сначала нужно найти супруга, готового поддерживать жену в ее деловой активности. Тогда вышеописанные рекомендации действительно могут сработать.