
При рассмотрении вопроса о регистрации фамилии и имени как торговой марки, в первую очередь, следует обратить внимание на личность заявителя по такой регистрации: это лицо, регистрирует свое имя и фамилию, или это другое лицо.
Регистрируя собственное имя и фамилию как торговую марку, лицо должно понимать, что такая регистрация требует дальнейшего использования такой торговой марки в коммерческой деятельности: производство определенных товаров и / или предоставления определенных услуг, для которых эта торговая марка зарегистрирована. Неиспользование товарного знака в течение трех лет влечет за собой возможность досрочного прекращения срока действия свидетельства полностью или частично по решению суда по инициативе любого заинтересованного лица.
Для известных лиц регистрация собственного имени и фамилии как торговой марки предоставляет дополнительную защиту от паразитирования на их популярности. Кроме того, лицо — владелец торговой марки может получить дополнительную прибыль от своего имени, ведь чем известнее лицо, тем больше желания у потребителей приобрести товар с его именем. Известное лицо может, как само выпускать сопутствующие своей деятельности товары под своей торговой маркой, например, сувениры, линии одежды или обуви, парфюмерии и т.п., а также предоставлять заинтересованным лицам лицензии на использование при производстве товаров или оказании услуг торговой марки — имени известного лица.
Однако, при регистрации собственного имени и фамилии как торговой марки нужно помнить о том, что такая регистрация не предоставляет владельцу торговой марки права запрещать другим лицам, имеющим по паспорту такие же имя и фамилию, осуществлять коммерческую деятельность под собственным именем. Например, известный актер Петр Петров (имя и фамилия вымышлены), который зарегистрировал свои имя и фамилию для нескольких классов товаров и услуг, в том числе для рекламных услуг, не сможет запретить предоставлять рекламные услуги физическому лицу — предпринимателю Петру Петрову, поскольку последний ведет предпринимательскую деятельность тоже под свои собственным именем. Однако, если это физическое лицо — предприниматель решит вести свою коммерческую деятельность в форме, например, рекламного агентства «Петр Петров Эдвертайзинг», то в этом случае уже такое название будет нарушать права владельца свидетельства на торговую марку — известного актера Петра Петрова.
Что касается случая, когда лицо для осуществления коммерческой деятельности в качестве торговой марки выбирает фамилию (или сочетание имени и фамилии), которая не является его собственной, то следует обратить внимание на то, что в соответствии с частью 4 статьи 6 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» «не регистрируются как знаки обозначения, воспроизводящие фамилии, имена, псевдонимы и производные от них … известных в Украине лиц без их согласия». Во всех других случаях, если это просто вымышленная фамилия, например, торговая марка «Быстров» для каш быстрого приготовления, то препятствий для регистрации нет, ведь в этом случае фамилия (или сочетание имени и фамилии) могут быть зарегистрированы в Украине как любое другое словесное обозначение.